Журналистку Надежду Кеворкову внесли в список террористов и экстремистов. В чем ее обвиняют?
В понедельник, 13 мая, Росфинмониторинг внес журналистку Надежду Кеворкову в перечень террористов и экстремистов. Примерно за неделю до этого суд в Москве арестовал арабистку на два месяца по обвинению в публичном оправдании терроризма. По версии следствия, она опубликовала в своем Telegram-канале материалы, оправдывающие боевиков Шамиля Басаева и «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация). Также, по данным СМИ, Кеворкова поддерживает дружбу с террористами, которые приглашали ее участвовать в информационной кампании против России. Разбираемся в ситуации.
Как шли оперативно-следственные действия по делу Кеворковой?
6 мая правоохранители задержали Надежду Кеворкову из-за ее публикаций в Telegram. В тот же день женщине предъявили обвинение по ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности). В квартире журналистки прошел обыск — полицейские изъяли плакаты с надписями «они не террористы» и «лучше митинг».
На следующий день, 7 мая, Басманный суд Москвы вынес решение об аресте Кеворковой на два месяца. Сторона следствия, требовавшая поместить писательницу под стражу, обосновала это тем, что Кеворкова может создать препятствия для работы суда или скрыться от правоохранителей.
Сама Кеворкова не стала отрицать, что именно она опубликовала в Telegram материалы, которые послужили причиной для возбуждения уголовного дела. 13 мая имя журналистки появилось в списке террористов и экстремистов на сайте Росфинмониторинга.
Какие материалы Кеворковой привлекли внимание правоохранителей?
В 2018 году Надежда Кеворкова опубликовала в Telegram текст своего близкого друга журналиста Орхана Джемаля, только что убитого в Центральноафриканской Республике. Свой материал о нападении бандгруппы чеченского террориста Шамиля Басаева на Нальчик Джемаль написал еще в 2010 году. Этот случай стал первым эпизодом дела. Второй же связан с публикацией Кеворковой от 2021 года: в этом посте следователи увидели оправдание деятельности афганского террористического движения «Талибан».
По данным источника «Известий», Кеворкова разделяет радикальную исламскую идеологию, из-за чего она и сделала эти публикации. Как заявил собеседник издания, писательница близко дружит с террористами, среди них — Исраил Ахмеднабиев, координатор и основатель радикальных исламских фондов, известный как Абу Умар Саситлинский. Как сообщается, Ахмеднабиев приглашал Кеворкову присоединиться к информационной работе против России, для чего ее звали приехать в Турцию.
Также, по словам источника, Кеворкова дружила и с другими лицами, связанными с деятельностью террористических организаций. Так, в 2021 году представители международной террористической организации «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ) приглашали Кеворкову в сирийский Идлиб для освещения их деятельности. Помимо этого, Кеворкова сотрудничала с изданиями «Кавказский узел» и «Новая газета», признанными в России иноагентами.
Какова позиция защиты Кеворковой и кто выступил в ее поддержку?
Журналистка не признает вину по делу об оправдании терроризма, сообщил ТАСС ее адвокат Калой Ахильгов. Комментируя вменяемые Кеворковой эпизоды, юрист отметил, что в случае с текстом Джемаля женщина просто сделала репост. «Надежда разместила этот текст у себя. Так что это даже не слова Надежды», — заявил адвокат.
По поводу второго эпизода, связанного с оправданием деятельности движения «Талибан», адвокат заявил: «К примеру, спецпредставитель президента в Афганистане (с опасным именем) Замир Кабулов официально заявил, что не считает “Талибан” террористической организацией. А в 2018 году глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: “Мы никогда не скрывали, что поддерживаем контакты с талибами, это часть афганского общества”».
Защита обвиняемой не согласилась с решением суда арестовать Кеворкову и просила избрать более мягкую меру пресечения, аргументируя это тем, что на иждивении у журналистки находятся пожилые родители. Адвокат обвиняемой Альбина Павлова заявляла о намерении обжаловать решение суда.
7 мая за журналистку поручились писатель Александр Проханов, журналист Максим Шевченко, юрист Екатерина Гордон, правозащитница Ева Меркачева, глава Международной ассоциации исламского бизнеса Марат Кабаев, общественный деятель Сергей Ряховский и другие. Они направили в суд ходатайство, которое приобщили к материалам дела.