общество

«Трудовые талибы»: когда ждать рабочих мигрантов из Афганистана в российских городах?

Афганские рабочие могут приехать в ряд регионов России, в том числе в Татарстан и Чечню
Qudratullah Razwan/EPA/ТАСС
Qudratullah Razwan/EPA/ТАСС

Многообразие иностранных рабочих в России могут пополнить и трудовые мигранты из Афганистана — несколько регионов, в том числе Чечня и Татарстан, предложили рабочие места гражданам этой страны. Такие обсуждения проходили на полях Петербургского международного экономического форума, куда прибыли и представители движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в РФ). Одним из результатов дипломатического торга с новыми властями Афганистана стало вероятное появление афганцев в российских городах и селах. Нуждается ли страна в новых трудовых кадрах и не опасно ли подобное сотрудничество? Разбираемся.

Что известно о переговорах по работе афганских мигрантов в России?

О том, что трудовые мигранты из Афганистана могут приехать на работу в Россию, заявил исполняющий обязанности министра труда и социальных отношений временного правительства страны Абдул Манан Омари. По его словам, рабочие места им предложили власти Татарстана и Чечни.

«Чечня и Татарстан, а также другие республики [в составе РФ] предложили нам реализовать возможности [трудоустройства мигрантов из] Афганистана, особенно в сельскохозяйственном секторе», — заявил Омари. По его словам, обсуждение этой темы прошло на полях ПМЭФ-2024 во время встречи с министром труда России Антоном Котяковым и представителями Дагестана.

В комментарии афганским СМИ Абдул Омари также рассказал, с какими тезисами талибское правительство приехало на ПМЭФ-2024: «На этом саммите мы объяснили, что Афганистан занимает геоэкономическое и геостратегическое положение в самом сердце Азии — статус моста, соединяющего север и юг Азии, имеет множество потенциальных возможностей в передаче и обмене энергоносителями и другими экономическими и торговыми товарами. Есть надежда, что страны региона будут иметь позитивное взаимодействие с Афганистаном с учетом этих особенностей», — заявил Умари.

Талибский министр также добавил, что Афганистан «больше, чем любая другая страна, пострадал от санкций» и что «эти санкции должны прекратиться». Он также упомянул об использовании Афганистаном китайской логистической и геополитической инициативы «один пояс — один путь» и рассказал, что талибам «удалось достигнуть некоторых первоначальных соглашений» по инвестициям в страну.

Помогут ли мигранты из Афганистана решить проблему с дефицитом кадров в России?

«В стране все еще есть безработица, нужно для начала устроить своих граждан, а потом уже говорить о мигрантах», — заявил в разговоре с «Постньюс» академик-секретарь Отделения сельскохозяйственных наук РАН Юрий Лачуга. По его словам, в России «хватает своих людей, нужно распределять их», причем это касается и сельскохозяйственного сектора. «Не стоит зацикливаться именно на мигрантах», — убежден Лачуга.

«Самое важное — грамотно регулировать этот вопрос», — заявил директор Гуманитарного института им. Столыпина Антон Свириденко, указав на неизбежность «необходимости трудовых мигрантов», которую подчеркнул на ПМЭФ президент РФ Владимир Путин. Он рассказал, что в РФ уже давно привлекаются мигранты не только из постсоветских стран, но и из Европы и Китая. Также он привел в пример деловую миграцию, которая очень актуальна для КНР. «Правда, здесь речь уже идет о высококвалифицированных кадрах», — заметил Свириденко.

«Что касается мигрантов из Афганистана, то это скорее именно мигранты-рабочие, которых можно задействовать в сельском хозяйстве или на тех предприятиях, которым не хватает рабочей силы. Те же оборонные комплексы», — заявил Свириденко. Вместе с тем эксперт напомнил о широком потенциале российских соотечественников за рубежом. «Важно помогать им тоже», — заявил директор Института им. Столыпина.

Свириденко также указал на еще один возможный вариант решения проблемы с дефицитом кадров в стране — это переконцентрация рабочей силы. «В кафе, магазинах, ресторанах и т.д. — нужно подумать о том, как освободить эту рабочую силу. В приоритете, конечно, внутренний резерв», — пояснил Свириденко.

«Если мигранты честно работают на отведенных рабочих местах и по закону зарегистрированы, то они о работе и думают, — считает член Совета по правам человека при президенте РФ Евгений Мысловский, — Проблема начинается там, где нарушают закон в этих моментах. А так все зависит от места работы и от условий».

Какие опасности могут нести мигранты из Афганистана?

Одним из возможных последствий привлечения трудовых мигрантов из Афганистана может стать «талибизация» ряда регионов страны, считает депутат Госдумы от Самарской области Михаил Матвеев. По его мнению, такие инициативы должны проходить согласование с ФСБ.

«Люди, которые живут в Афганистане, (чаще всего это, кстати, этнические таджики), являются носителями очень радикальных взглядов. Достаточно вспомнить взорванные талибами бамианские статуи Будды VI века, являющиеся памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Или запрет женщинам учится в школах и ходить без паранджи», — пояснил Матвеев.

По его словам, радикальные взгляды афганцев могут оказать влияние и на радикализацию проживающих в России таджиков и представителей других национальностей. «Стоит ли ради их, очевидно, не самых квалифицированных рабочих рук, проводить такой неоднозначный эксперимент?» — сказал депутат.

С тем, что вопрос безопасности должен быть учтен, согласен и директор Института им. Столыпина Антон Свириденко. По его мнению, власти должны четко регулировать и отслеживать передвижения мигрантов по стране. «Схема должна быть модернизирована, созданы условия для целевой миграции», — заключил собеседник «Постньюс».