религия

Никаб или никак: правда ли, что мусульманкам нельзя показывать тело врачу-женщине?

Женщине-эндокринологу из Дагестана пришлось принести публичные извинения за просьбу раздеться, а травил ее бывший вербовщик запрещенного в России ИГИЛ
Сергей Мальгавко/ТАСС
Сергей Мальгавко/ТАСС

Врач-эндокринолог Евгения Макеева во время приема в дагестанском Хасавюрте попросила пациентку снять никаб для осмотра. Та отказалась, а затем на своей странице в запрещенном в России Instagram пожаловалась на врача и ситуацию. Внимание на это обратил блогер, который устроил врачу травлю в соцсетях и заставил ее принести публичные извинения. Вместе с экспертами разбираемся, действительно ли ислам запрещает женщинам даже частично снимать одежду при осмотре врачом того же пола и насколько такая ситуация типична для Дагестана.

Из-за чего случился скандал с врачом-эндокринологом Макеевой в Дагестане?

Как рассказала сама Евгения Макеева в интервью, инцидент произошел в конце июня. В клинику «Альтермед» в Хасавюрте пришла пациентка и пожаловалась на острые боли в животе, которые, к тому же, она терпела не первый день. Врач согласилась принять ее, несмотря на плотную запись, однако когда она попросила пациентку снять никаб для осмотра, получила отказ. По ее словам, на просьбу раздеться, пациентка задала вопрос, принципиально ли это для врача, на что Макеева ответила: «Конечно, принципиально».

Сама врач полагает, что конфликт начался скорее из-за неверной интерпретации ее слов и трудностей во взаимопонимании из-за языкового барьера. Также она рассказала, что в тот же день, когда случился инцидент с ее пациенткой, в другой клинике произошла похожая ситуация — муж привел жену с гнойным нарывом, интоксикацией и высокой температурой. Однако когда он узнал, что оперировать ее будет мужчина, отказался от помощи врачей и вывел жену из клиники.

Макеева также рассказала, что местные жители ей говорили, что такого в их республике не было уже давно и порой они даже не верят, когда врач им рассказывает о таких инцидентах. Она высказала предположение, что такая тенденция может быть связана с программой возвращения россиян из Сирии: таких граждан не интегрируют в социум, и они пытаются реализовать в нем усвоенные за рубежом радикальные взгляды.

Кто и за что затравил врача из Дагестана в соцсетях?

После неудачного посещения врача, пациентка решила рассказать об этом на своей странице в Instagram (принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской и запрещена). На публикацию обратил внимание блогер Хаджимурад Ханов (настоящее имя — Гаджимурад Атаев) и опубликовал ответное видео, в котором позвонил в клинику и потребовал от владельца разобраться в том, почему его «сестру мусульманку» отказались принимать из-за того, что она носит никаб.

Также он сказал, что ждет от врача публичных извинений. Евгения Макеева действительно в скором времени выложила видео, в котором пояснила, что не отказывала пациентке в осмотре, но из-за недопонимания возник конфликт. В конце врач извинилась и добавила, что с уважением относится ко всем религиям. Глава Дагестана Сергей Меликов назвал всю эту ситуацию провокацией и пообещал, что врачу-эндокринологу будет гарантирована защита.

Меликов также назвал блогера «псевдообщественнником с туманной биографией». Под этим он имел ввиду, что в 2015 году Атаева арестовали в Германии за вербовку в «Исламское государство» (ИГИЛ или ИГ, террористическая организация, запрещенная на территории России). В итоге он провел два с половиной года в тюрьме, после чего вернулся обратно в Дагестан.

Скандалы из-за никабов характерны для Дагестана?

Врач-ординатор Казанского федерального университета и автор книг «Ислам и медицина. Современные фетвы» и «Достижения мусульман в области медицины» Мухаммад Курбанов в беседе с «Постньюс» рассказал, что он впервые столкнулся со случаем, когда мусульманка отказалась показать лицо врачу женского пола. Он отметил, что если врач-женщина принимает пациентку и ей необходимо осмотреть какое-то место, последней дозволено его показать и никаких разногласий среди исламских ученых в этом вопросе нет.

Касательно ситуации с Евгенией Макеевой он выразил мнение, что тут мог сыграть еще и фактор того, что врач не была мусульманкой.

Существует мнение, что перед иноверцами (женщинами) мусульманка может показывать лицо и кисти рук без всякой нужды. А если есть нужда, чтобы врач осмотрела, допустим, если вопрос о лечении кожных заболеваний и тд., то нет запрета показывать нужные участки тела.

Мухаммад Курбанов, врач-ординатор Казанского федерального университета

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов в разговоре с «Постньюс» также сказал, что эта ситуация довольно нетипична, в особенности для Дагестана. Он пояснил, что в республике живет большое количество светских людей, которые весьма равнодушно относятся к религии, но никаких проблем с этим нет, равно как никогда не было проблем с верующими мусульманами.

Мусульманкам правда нельзя снимать никаб даже на приеме у врача?

Такого запрета в исламе нет. Руслан Курбанов подчеркнул, что ситуация в целом довольно абсурдна, потому что нет никакого смысла идти на прием к врачу, если не собираешься давать этому врачу себя осмотреть и назначить лечение. Он выразил мнение, что или между врачом и пациенткой возникло недопонимание, или же эта ситуация в целом была намеренно спровоцирована на фоне публичных обсуждений допустимости ношения никаба.

Стоп-никаб: как муфтияты запрещают скрывать лицо в России
Стоп-никаб: как муфтияты запрещают скрывать лицо в России

Руслан Курбанов подчеркнул, что ему особенно странно было слышать о том, что Евгении Макеевой тяжело работать в Дагестане, поскольку в республике не только высок процент русского населения, но и довольно много женщин на разных должностях.

Такого количества женщин-руководительниц, как в Дагестане, я не знаю ни в одной республике Кавказа. У нас женщины и министры, и депутаты, и чуть ли не вице-премьеры.

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник института Востоковедения РАН

Это подтвердил и Мухаммад Курбанов. Он пояснил, что если брать сферу здравоохранения, то в Хасавюрте реанимацией заведует женщина, и у нее никогда не возникало никаких проблем, поскольку ислам не запрещает женщинам работать.

Мусульманкам вообще нельзя обращаться к врачам-мужчинам?

Руслан Курбанов в разговоре с «Постньюс» пояснил, что если у пациентки есть выбор между врачом-мужчиной и врачом-женщиной, то, конечно, для верующей мусульманки предпочтительнее выбрать врача своего пола. Однако, добавил эксперт, если речь идет об отдаленной местности, где есть только один мужчина-фельдшер, а жизни или здоровью женщины что-то угрожает, то, разумеется, в такой ситуации ее жизнь будет важнее. В такой ситуации мусульманке позволяется обратиться за помощью к врачу-мужчине.

Мухаммад Курбанов пояснил, что согласно шариатскому постановлению, женщине запрещено показывать чужому мужчине свое тело, кроме лица и кистей рук, но за исключением случаев, когда есть нужда (в исламской юриспруденции этот термин звучит как «дарура»). Под «дарура», продолжил эксперт, попадают все экстренные случаи, когда нужно спасти человеку жизнь, и в такой ситуации нет разницы, мужчина или женщина спасет, будет оголено тело или нет — шариат обязывает спасти человеку жизнь.

А вот что касается плановых операций или приемов, то мусульмане, по словам Мухаммада Курбанова, должны искать врача своего пола в своей местности.

Если такого нет в вашем городе или близлежащих городах, или же финансы не позволяют пойти в частную клинику, то женщина имеет право пойти к мужчине-врачу вместе со своим опекуном (муж, сын, дядя и тд), и показывать свою наготу настолько, насколько необходимо врачу.

Мухаммад Курбанов, врач-ординатор Казанского федерального университета

При этом эксперт подчеркнул, что программа возвращения соотечественников из Сирии никак не влияет на культуру ношения хиджабов или никабов, как минимум потому, что «они находятся под наблюдением специальных структур». Руслан Курбанов добавил, что сейчас в Дагестане сложился тренд, что молодежь и более зрелые жители республики возвращаются к религии и религиозной практике. Он пояснил, что они начинают все больше и глубже узнавать о вере, поэтому культура ношения религиозных одеяний получает все большее распространение.

Анастасия Мельник