Старые, но не бесполезные: что надо знать об истребителях F-16?
Украина получила первые истребители F-16: Владимир Зеленский подтвердил это в начале августа. Киев добивался передачи этих самолетов долгие месяцы. Запад долго тянул и наконец уступил, однако самолетов оказалось мало, да и к их качеству есть вопросы. Рассказываем, сколько F-16 передали Украине, какие характеристики у этих самолетов и могут ли они изменить ход СВО.
Сколько F-16 получила Украина?
Запад обещал передать Украине 79 истребителей F-16. К настоящему времени в распоряжение ВСУ поступила лишь первая партия из 10 самолетов. Издание The Economist пишет, что к концу года их число возрастет до 20. Предполагается, что Киев получит остальные самолеты в течение 2025 года.
Первая партия F-16 прибыла на Украину из Дании и Нидерландов. На эти же две страны приходится больше половины из обещанных поставок — 43 из 79 самолетов. Еще 36 единиц поставят Бельгия и Норвегия. Остальные 10 членов так называемой «коалиции истребителей», включая США, занимаются тренировкой пилотов.
Украинские власти считают объемы поставок недостаточными. В начале июля Владимир Зеленский говорил, что даже 50 истребителей F-16 — «это ничто» для Украины. Тогда же он потребовал дать как минимум 128 самолетов.
Вероятно, Киев не сможет пользоваться одновременно даже нынешними поставками. Немецкая газета Neue Zürcher Zeitung сообщила, что часть F-16 останутся в резерве, который разместят в Румынии.
Что известно об истребителях F-16?
F-16 (полное название — General Dynamics F-16 Fighting Falcon) — это многофункциональные истребители четвертого поколения. Их разработала компания General Dynamics в 1974 году. В 1978-м самолет поступил в американские войска.
С тех пор США произвели около 4,6 тыс. таких истребителей. Они участвовали в боевых миссиях в Панаме, Персидском заливе, Ираке, Афганистане, Югославии. Также F-16 много раз применяли в локальных войнах. За 50 лет использования США и другие операторы потеряли 671 истребитель F-16. 2145 самолетов до сих пор находятся в эксплуатации у 25 стран.
Самолет выпускают в двух вариантах: для одного человека и для двух. Его максимальная дальность полета — 4 тыс. км, боевой радиус — до 1,8 тыс. км, а скорость — 2,1 тыс. км/ч. «Пустой» F-16 весит 9 т, к ним можно добавить еще 7 т боевого обвеса — больше не позволяет один мотор. При желании F-16 можно загрузить чуть сильнее, но тогда это скажется на скорости и маневренности.
F-16 может иметь на вооружении шестиствольную пушку М61-А-1, ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также управляемые и неуправляемые бомбы — в том числе ядерные бомбы B61 и B83. В зависимости от обвеса он может выступать как средство ПВО (сбивать ракеты, дроны и другие самолеты) или бомбардировщик наземных и морских целей.
F-16 получил несколько десятков модификаций, которые улучшают характеристики самолета и делают его пригодным для выполнения разных задач. Новейший вариант — это F-16V Block 70/72. Нынешний производитель самолетов компания Lockheed Martin презентовала его в 2012 году.
Изменит ли поставка F-16 ход боевых действий на Украине?
Сомнительно, что F-16 переломят ход боев на Украине. Даже у западных СМИ нет иллюзий насчет этого.
Первая и главная проблема украинских F-16 — это их мизерное количество. Самолетов мало не только потому, что Запад откровенно затягивает поставки, но и потому, что у Украины нет пилотов. Несмотря на масштабную программу тренировок, подготовка идет очень медленно. В конце июля газета The Telegraph сообщала, что европейцам удалось обучить лишь шесть летчиков. По словам украинского нардепа Александры Устиновой, к концу года западные инструкторы натренируют от силы 20 человек.
На эффективность F-16 серьезно повлияет модель, которую передали Украине. Автор журнала The National Interest Харрисон Касс указывает, что в современных конфликтах самолеты выживают только благодаря стелс-технологиям. Но поскольку F-16 начали производить еще до изобретения стелса, у старых моделей могут быть проблемы с этим. Истребители без стелса не получится использовать в полной мере — они подойдут разве что для полетов в тылу, где могут сбивать российские дроны и ракеты.
Все указывает на то, что Украина не получила новейших F-16V Block 70/72. На вооружении у Дании и Нидерландов стояли F-16A/B MLU — это слегка модифицированные базовые F-16, построенные еще в 1970-х. Они отличаются от оригинала лишь чуть более сильным радаром и оборудованием для разведки и целеуказания.
Наконец, возможности украинских F-16 будут зависеть от вооружения, которое они получат. США обещали поставлять ракеты AGM-88 дальностью до 100 км, AIM-120C-8 AMRAAM (160 км) и AIM-9X (20 км), а также комплектами для наведения высокоточных бомб JDAM.
При этом журналист Forbes Дэвид Экс пишет, что Россия выстроила мощную систему ПВО в зоне СВО. Чтобы бороться с ней, украинским F-16 понадобятся хотя бы дальнобойные ракеты AIM-120D — их дальность стрельбы (180 км) позволяет действовать «по краю» зоны действия российской ПВО. В противном случае истребителю придется углубляться на подконтрольную РФ территорию, чтобы поразить цель. Для этого надо лететь на низких высотах, чтобы избежать радаров, жертвуя дальностью ракет и рискуя быть сбитым обычным ПЗРК.
Потенциальные риски ограничивают использование F-16 на Украине. Это признал и главком ВСУ Александр Сырский. 24 июля в интервью британской газете The Guardian он заявил, что F-16 планируется использовать преимущественно в качестве средства ПВО. Истребители не будут подлетать ближе, чем на 40 км к линии фронта — иначе ВС РФ их собьют.
Как в России отреагировали на появление F-16 у Украины?
Передача F-16 Украине вызвала смешанные реакции у российских комментаторов. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заверил, что они не станут для ВСУ «волшебной таблеткой» или «панацеей».
«Появятся эти самолеты, постепенно их количество будет уменьшаться, они будут сбиваться, уничтожаться, но как-то значимо повлиять на динамику развития событий на фронте, конечно же, эти поставки не смогут», — сказал Песков.
Компания «Ростех» заявила, что в прямом бою российские самолеты Cу-35С и Су-57 превосходят F-16. Тем не менее там призвали не расслабляться. «F-16 — не самый новый самолет, но это не повод радоваться и расслабляться. Истребитель может нести на себе современные ракетные комплексы и способен принести немало проблем. Тем не менее конечный результат для них, как и для остальной западной техники, будет один — уничтожение», — указано в Telegram-канале компании.
Менее категорично высказался сенатор Дмитрий Рогозин. «Опасность, представляемую поставками врагу американской боевой авиации, преуменьшать преступно. Надо готовиться встречать F-16 в боях над Украиной, отрабатывать новые тактические приемы и технические решения», — написал он.
С аналогичным предупреждением выступил военкор Александр Котенок. Он призвал «спуститься с небес на землю», указал, что самолет F-16 — это «серьезная машина» и предупредил, что украинцам хватит авантюризма, чтобы подгонять истребители к линии боевого соприкосновения.
Компания «ФОРЭС» уже объявила вознаграждение за первый сбитый F-16. По словам замдиректора Ильи Потанина, тому, кто сможет уничтожить иностранный истребитель, выплатят 15 млн руб.