Последняя Олимпиада Томаса Баха: что изменится с уходом главы МОК?
Олимпийские игры в Париже, безусловно, запомнятся фанатам спорта надолго — начиная со скандального открытия, на котором пародировалась Тайная вечеря, заканчивая заплывами в одной из самых грязных рек Европы Сене. Теперь же, когда Олимпиада завершилась, стало известно, что глава Международного олимпийского комитета Томас Бах покидает свой пост. Приведет ли это к серьезным изменениям в политике МОК, и могут ли российские спортсмены рассчитывать на ослабление давления? Разбираемся.
Чем запомнится президентство Томаса Баха?
Для России более чем десятилетняя работа Баха на посту главы МОК в первую очередь запомнится борьбой с российскими атлетами. Первый допинговый скандал, ознаменовавший начало противостояния, произошел в 2015 году. Как заявило Всемирное антидопинговое агентство (WADA), спустя три года после Олимпиады в Лондоне появились результаты анализов российских легкоатлетов, которые выявили злоупотребление допингом, в частности стероидами. Тогда МОК вынес решение об ужесточении проверок российских спортсменов, из-за чего с соревнований были сняты 111 российских атлетов. И если для России это выглядело как прямая конфронтация, то остальное спортивное сообщество начало критиковать Баха за «слабую позицию». Сам президент МОК тогда назвал запрет участия россиян в Олимпиаде «ядерной кнопкой» для спорта.
В 2019 году после завершения затяжного судебного процесса по вопросу якобы спонсируемого правительством России допинга для спортсменов WADA совместно с Бахом приняла решение о запрете использования символики РФ, названия страны и ее гимна на Олимпийских играх в течение пяти лет. Однако спустя некоторое время запрет был сокращен до двух лет, опять же, с подачи самого Томаса Баха. Так, российские спортсмены выступали под флагом МОК на Олимпиадах 2021 года в Токио и 2022 года в Пекине, но из-за начала спецоперации на Украине допуск российских атлетов на Игры в Париже оказались под вопросом. В конечном итоге комитет разрешил выступить только 15 спортсменам, не замеченным в связях с военными структурами РФ. Но даже такие условия были восприняты западным спортивным сообществом как слабость Баха.
Наконец, финальным аккордом правления немца стал кризис Олимпийских игр. Изначально за право проведения Олимпиады-2024 боролись сразу четыре города. Хотя и этот показатель можно отнести к рекордному минимуму для ОИ, к концу заявочного процесса все страны, кроме Франции, отказались от проведения соревнований. Ситуация дошла до апогея, когда на проведение Олимпийских игр 2028 года согласились только США. Так и вышло, что обе страны были одновременно выбраны хозяйками проведения Игр при отсутствии конкурентов. Такой беспрецедентный отток желающих поддержать мировую спортивную традицию связан в первую очередь с растущими требованиями по затратам и экономической невыгодностью. Если раньше Олимпиады становились плацдармом для переговоров и сплочения, то сейчас все чаще они приносят раздор, отталкивают зрителей и отпугивают инвесторов.
Многие связывают решение Томаса Баха отказаться от участия в очередных выборах главы МОК именно со скандалами вокруг прошедшей Олимпиады в Париже. Церемония открытия с пародией на Тайную вечерю с представителями ЛГБТ (движение признано экстремистской организацией в РФ) и голубым Иисусом Христом, заплывы в Сене, после которых спортсменов тошнило в прямом эфире, и ужасные условия проживания олимпийцев — все это подкинуло огня в дискуссии об упадке Олимпиады. Сам Бах, комментируя свой предстоящий уход, заявил, МОК необходим современный и эффективный руководитель.
Если не Бах, то кто?
Вокруг потенциальной кандидатуры на пост главы МОК ходит много слухов. Однако самым явным фаворитом можно назвать англичанина Себастьяна Коу — двукратного олимпийского чемпиона-легкоатлета, бывшего председателя оргкомитета Игр в Лондоне 2012 года и Британской олимпийской ассоциации.
«Я неоднократно заявлял, что если появится такая возможность [возглавить МОК], то я за нее ухвачусь. Сейчас такая возможность появилась, и мне как минимум необходимо ее обдумать». — заявил Коу на пресс-конференции по случаю закрытия Олимпийских игр в Париже. Будучи одним из лучших бегунов в истории спорта, Коу может стать вторым олимпийцем во главе МОК после, непосредственно, Баха.
Еще одним кандидатом на пост главы МОК называют заместителя Томаса Баха Николь Хуверц — уроженку нидерландского острова Аруба, расположенного в Карибском море. Ей 60 лет, с 2002 года она занимает пост советника МИД Арубы, а с 2009 стала еще и первым секретарем кабинета министров острова. Ее опыт в мире спорта не такой солидный, как у Коу: с 1998 года она занимает должность председателя женского комитета ПАСО (Панамериканской спортивной организации), а с 2019 года она вошла в исполком МОК, а в 2021 году она стала вице-президентом организации.
Другой претенденткой может стать Кирсти Ковентри — олимпийская чемпионка по плаванию, министр культуры и спорта Зимбабве и член исполкома МОК. Из восьми медалей африканской страны целых семь — заслуга Кирсти. Будучи не только министром в своей стране, но и функционером МОК, у Кирсти немало шансов занять должность президента организации. Однако побить сэра Коу ей будет так же тяжело, как и Николь: все-таки опыт в организации Олимпиады — это то, что может стать абсолютным преимуществом в борьбе за пост.
А есть ли надежда для российских спортсменов?
К сожалению, если судить по кандидатам на пост президента МОК, с уходом Баха поменяется не слишком и много, особенно для российских спортсменов. Так, Николь Хуверц и ПАСО поддерживают нынешнюю политику комитета, в том числе и допуск трансгендеров к женским соревнованиям. Ковентри же, несмотря на опыт работы в правительственных структурах, вряд ли сможет повысить популярность ОИ в глазах стран и инвесторов по причине банального отсутствия опыта в их организации. Надежда олимпийского движения остается только на Коу, но он также вряд ли даст зеленый свет спортсменам из России. При этом найти альтернативу ОИ практически не представляется возможным, считает участница олимпийских игр в Париже каноистка Олеся Ромасенко.
«Переориентироваться на другие чемпионаты можно, но это будут разные соревнования. До отъезда на Олимпиаду в Париж я думала, что заменить соревнования будет легко. Но сейчас мне кажется, это слишком большая нагрузка на страну. Ведь для проведения Олимпиады страна готовится примерно восемь лет, начиная с подачи заявки на проведение. Также для проведения международных соревнований привлекают международных судей. Которые аттестуются и проходят повышение квалификации за границей. Они поддерживают свой уровень судейства на международных соревнованиях», — заявила она в разговоре с «Постньюс».
По словам спортсменки, нынешние условия действительно угнетают российских спортсменов и вынуждают многих уходить из спорта. Преодолеть падение мотивации могут немногие, но и те не видят для себя альтернативы Олимпийским играм.