сериалы

«Эль Русо»: чем примечательна криминальная драма про староверов в аргентинском сеттинге?

Проект вдохновлен фильмом Питера Уира «Свидетель», однако в нужный момент он выруливает на собственные художественные рельсы
Онлайн-кинотеатр PREMIER/YouTube
Онлайн-кинотеатр PREMIER/YouTube

3 октября в онлайн-кинотеатре Premier вышли сразу семь эпизодов мини-сериала «Эль Русо». Проект, снятый режиссером Сергеем Мокрицким при поддержке Института развития интернета (ИРИ), представляет собой криминальную мелодраму, в центре которой оказываются русские релоканты, а именно — странноватая староверка с сыном и не вполне уравновешенный коп. Рассказываем, каким получился сериал, и объясняем, почему СМИ зря обделили его вниманием.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Дата выхода: 3 октября
Где смотреть: Premier
Страна производства: Россия
Режиссер: Сергей Мокрицкий
Авторы сценария: Ольга Собенина, Сергей Мокрицкий, Елена Дидевич
В ролях: Светлана Иванова, Семен Серзин, Борис Каморзин, Мариана Ангилери, Максим Севриновский, Никита Тезин, Павел Акимкин и др.
Жанр: мелодрама, детектив
Время эпизода: 35 минут

О чем мини-сериал «Эль Русо»?

Сюжет сериала разворачивается в Буэнос-Айресе на железнодорожном вокзале, где мальчик лет 10 по нелепой случайности становится свидетелем жестокого убийства. Сам он — сын русской эмигрантки, принадлежащей к местной общине староверов: обычно они поселение не покидают, ведут аскетичный образ жизни, но тут возникли дела в другом городе. Его мать (Светлана Иванова) категорически против того, чтобы юнец общался с полицией, однако напористый коп — и по совместительству также русский релокант (Семен Серзин) — настаивает на подробном допросе и сотрудничестве с делом.

Когда правоохранитель отвозит маму с ребенком в участок, частично общающийся на старославянском свидетель внезапно для всех узнает одного из нападавших в сотруднике полиции. Примечательно, что и убила группа преступников не рядового гражданина, а работника службы по борьбе с наркотиками. Нетрудно догадаться, что ассимилировавшийся полицейский Павел (или Пабло, на аргентинский манер), который явно «накопал» лишнего, как и его новые товарищи старообрядцы, станет мишенью для головорезов. Но не торопитесь с выводами, место любви в этой криминальном латинском водовороте тоже найдется (тут без спойлеров).

Онлайн-кинотеатр PREMIER/YouTube
Онлайн-кинотеатр PREMIER/YouTube

Чем примечателен проект?

Режиссер Сергей Мокрицкий до «Эль Русо» сериалы не снимал: среди самых известных полнометражных работ постановщика, пожалуй, — историческая военная драма «Битва за Севастополь» про женщину-снайпера Людмилу Павличенко (ленту крайне тепло встретили критики) и «Первый Оскар», рассказывающий про студентов-операторов, снимавших фильм во времена Великой Отечественной. Стриминговая проба пера, на первый взгляд, ни в сюжете, ни в проблематике с ключевыми проектами постановщика не пересекается. Но, несмотря на все жанровые расхождения, схожий лейтмотив при тщательном рассмотрении разглядеть все же можно.

«Эль Русо» — сериал нарочито эклектичный. С одной стороны, авторы намеренно окрашивают действие, связанное со старообрядческой общиной, в светлые тона, и к тому же облагораживают мизансцену всеми доступными аргентинской земле благостными атрибутами (тут вам и богатая флора с гомфренами и ярко-оранжевыми апельсинами, и романтизированный быт людей, преданных, на минуточку, религиозному течению). С другой — мы наблюдаем за тем, как мир главного героя, — циничного, хоть и до чертиков крутого копа — напротив, представляет собой нуарный, практический лишенный лучей света вакуум.

Помимо визуального дуализма, «Эль Русо» также предлагает попеременный жанровый конструктор. Мрачный, кровавый детектив может в одночасье смениться мистическим фэнтези-триллером (аневризма головного мозга, которую диагностируют врачи полицейскому, приводит к тому, что он может буквально предвидеть будущее), а затем умиротворяющей мелодрамой со свойственной староверской локации пасторалью. И именно в последнем компоненте прослеживается та самая связь фильмов Мокрицкого с его латиноамериканским коктейлем: вне зависимости от сеттинга он все еще исследует границы русской души и крепкие национальные узы, которые связывают настолько разных на первый взгляд людей.

Онлайн-кинотеатр PREMIER/YouTube
Онлайн-кинотеатр PREMIER/YouTube

Стоит ли смотреть «Эль Русо»?

Мини-сериал, состоящий всего из семи эпизодов хронометражем по 30-40 минут, неизбежно будут сравнивать со «Свидетелем» Питера Уира 1985 года. И, да, завязка в нем действительно аналогичная: просто замените Серзина на Форда (увы, в этой дуэли предпочтительнее, конечно, старина Харрисон), Келли МакГиллис на крайне убедительную Светлану Иванову (получила награду за роль на на фестивале «Пилот»), а раскольников на американских амишей — представителей закрытого религиозного сообщества, которое в некоторых аспектах даже консервативнее нашего.

При этом «Эль Русо», хоть и заимствует идею, по итогу выруливает на собственные художественные рельсы — в очередной раз обойдемся без спойлеров и лишь добавим, что по законам мелодраматического жанра, все у героев будет хорошо (пусть и не без просадок в динамике). Покритиковать проект можно и за старомодные операторские решения (например, приевшиеся пролеты камеры над Буэнос-Айресом), слезодавительную концовку и не всегда насыщенные и жизненные диалоги. Так или иначе «Эль Русо» — шоу заметное, живописное и выбивающееся из стриминговых трендов. Выводы сделайте сами.

Онлайн-кинотеатр PREMIER/YouTube
Онлайн-кинотеатр PREMIER/YouTube
Никита Прунков