Christophe Petit Tesson/EPA POOL/TASS
Christophe Petit Tesson/EPA POOL/TASS
культура

Восставший из пепла: как изменился собор Парижской Богоматери после реставрации?

Спустя более пяти лет после пожара посетители снова смогут увидеть Нотр-Дам

В апреле 2019 года в соборе Парижской Богоматери произошел сильный пожар — сгорела кровля, рухнул шпиль, был серьезно поврежден орган. Теперь основные восстановительные работы завершились, и 7-8 декабря пройдет официальное открытие собора. Вспоминаем, что случилось более пяти лет назад, и рассказываем, каким стал Нотр-Дам-де-Пари после реставрации.

Почему произошел пожар и как сильно пострадал собор Парижской Богоматери?

В 2010-х годах эксперты не раз оценивали состояние собора и заключили, что конструкции сильно изношены, а каменная кладка разрушается. В 2014 году Минкультуры Франции оценило стоимость ремонтных работ в соборе в €150 млн.

К 2019-му, когда и произошел страшный пожар, в Нотр-Дам-де-Пари уже велась реконструкция, стоимость которой оценивалась в €6 млн. 15 апреля неожиданно сработала сигнализация, и администрация начала эвакуацию посетителей. Пожарных вызвали чуть позже, когда прозвучала еще одна сигнализация и стало очевидно, что горит крыша собора. Источник возгорания находился на мансарде в основании шпиля — горел дубовый каркас, сооруженный в XII-XIII веках. В дальнейшем огонь перекинулся на свинцово-деревянную крышу и центральный деревянный шпиль — позже он обрушился на свод потолка каменной кладки собора.

Blondet Eliot/ABACA/TASS
Blondet Eliot/ABACA/TASS

В тушении участвовали более 400 пожарных. Они не использовали авиацию, чтобы не навредить людям поблизости и конструкциям, которые могли еще сильнее разрушиться из-за перепадов температур. Специалисты пытались спасти реликвии и предметы искусства — большая часть из них была сохранена, например, терновый венец Иисуса Христа.

Поначалу пожар связывали с реставрационными работами. Позже следователи решили, что причиной могло стать короткое замыкание, но к однозначному выводу пока не пришли. По итогу в огне пострадали шпиль XIX века, две трети крыши, сооруженные из дерева в XII-XIII веках, химеры и горгульи на фасаде, внутренняя часть помещений и орган, который испортился из-за воды во время тушения.

Как выглядит собор Парижской Богоматери после реставрации?

На данный момент реставрация обошлась в €850 млн. Часть этой суммы предоставили частные инвесторы. По словам архитекторов, материалы для восстановления здания собирали по всей Франции. Самой сложной частью оказались крыша и шпиль, именно для их ремонта был нужен редкий дуб. До окончания работ еще далеко (их планируют завершить к 2028-2030 годам), поэтому сейчас на крыше здания по-прежнему установлены строительные леса. Однако собор уже готов предстать перед желающими оценить его красоту.

Официальное открытие запланировано на ближайшие дни: 7 декабря соберутся представители 50 глав государств, 8 декабря в соборе отслужат мессу и начнут пускать посетителей. Однако СМИ уже показали, как выглядит знаменитый Нотр-Дам изнутри. Интерьер собора приобрел светло-бежевый оттенок вместо серого — стены и своды отмыли от вековой грязи и копоти. Были заново отстроены неф, каркас, 96-метровый шпиль, на который водрузили новый флюгер в виде петуха (его покрыли золотом и внутрь поместили капсулы с именами всех, кто помог отреставрировать собор).

Вместе с этим восстановили орган (его 8 тыс. труб почистили и пересобрали заново) и привели в порядок колокола. Также для собора сделали новые стулья и богослужебное убранство — бронзовый баптистерий и золотой крест. На следующие пять лет запланированы, в частности, озеленительные работы, обновление фасада, площади Жана XXIII и набережной Мориса Карема.

Christophe Petit Tesson/AP/TASS
Christophe Petit Tesson/AP/TASS
Christophe Petit Tesson/EPA POOL/TASS
Christophe Petit Tesson/EPA POOL/TASS
Christophe Petit Tesson/EPA POOL/TASS
Christophe Petit Tesson/EPA POOL/TASS
Christophe Petit Tesson/EPA POOL/TASS
Christophe Petit Tesson/EPA POOL/TASS
Stephane de Sakutin/POOL/EPA/TASS
Stephane de Sakutin/POOL/EPA/TASS
Stephane de Sakutin/POOL/EPA/TASS
Stephane de Sakutin/POOL/EPA/TASS
Stephane de Sakutin/POOL/EPA/TASS
Stephane de Sakutin/POOL/EPA/TASS

Почему критиковали реконструкцию собора Парижской Богоматери?

Сразу после пожара в Нотр-Даме сотни архитекторов начали предлагать проекты по восстановлению — среди них были и абсолютно модернистские (например, ярко-розовая надувная крыша). Все смелые варианты власти в итоге отмели и остановились на реконструкции в первозданном виде, однако остаться вдали от скандалов не получилось.

Так, вокруг витражей велись многочисленные споры. В епархии Парижа просили полностью заменить их на новые, а старые отправить в музей. Аргументами за эту идею были изношенность стекла и регулярная замена витражей на протяжении столетий (например, их переделывали в 1966 году). Историки культуры просили оставить стекла в самом соборе и даже создали петиции. Они сочли, что вне собора витражи потеряют смысл, к тому же будут занимать в музеях слишком много места. К возмущениям подключились и местные жители, которые также хотят сохранения здания в первозданном виде. Пока неясно, к какому решению придут власти.

Другой спор развернулся вокруг шпиля и крыши, которые также хотели модернизировать. Против снова выступили местные жители и историки. В итоге эту часть строения восстановили в точном соответствии с чертежами XIX века — на это профессиональные плотники потратили несколько лет.

Радикальные изменения в соборе все же произошли. Проекты интерьера поручили сразу нескольким именитым архитекторам, однако публика плохо приняла их концепцию и заявила, что это «дизайн IKEA 1970-х годов, недостойный создателей собора», дом из «Семейки Аддамс» и в целом «воплощение упадка французской церкви». Однако новшества утвердили и подчеркнули, что это поможет создать «диалог» между средневековой архитектурой и современностью.

Еще один пункт, против которого выступали общественники — это опасные средства реставрации. Так, на стены собора наносилась специальная латексная паста, которая позже отклеивалась вместе с грязью и копотью. Однако некоторые утверждали, что такой способ очистки опасен для строителей и посетителей. В качестве аргумента они приводили аналогичную реставрацию собора в Лондоне, когда у некоторых работников появилась аллергия из-за содержания в латексе аммиака и этилендиаминтетрауксусная кислоты. Реставраторы в ответ заявили, что состав пасты с тех пор значительно улучшился.

Также критики призывали не использовать свинец для крыши — металл при высоких температурах становится источником токсичного дыма и пыли. Поэтому во время пожара 2019-го 250 тонн свинца расплавились и осели на соборе и соседних зданиях Парижа. Активисты просили не восстанавливать заново свинцовую крышу, чтобы избежать подобного инцидента в будущем, и обвинили власти в пренебрежении здоровьем тысяч граждан. Однако кровлю все равно покрыли этим металлом.

Мария Самарина