Бесплатный сыр: появятся ли в магазинах полки с продуктами для малоимущих?
Депутаты Госдумы предлагают обязать торговые сети сделать полки с бесплатными продуктами для нуждающихся. С такой инициативой выступил председатель партии «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) Сергей Миронов. По его задумке, ретейлеры, участвующие в программе фудшеринга, получат налоговые послабления. Разбираемся, пойдут ли ретейлеры на условия парламентариев и почему эта инициатива буксует уже давно.
Что конкретно предлагают депутаты?
Разговоры о создании социальных продуктовых полках в магазинах идут уже давно. Вопрос стабильно поднимается раз в год, а депутаты вносят законопроект, но все остается лишь на словах. Миронов пояснил «Постньюс», что инициатива все еще не реализована, потому что думское большинство всегда голосует против законопроекта о социальных полках.
«Да, тема не новая, и после СРЗП ее уже подхватили представители других думских партий. Она всерьез обсуждается в правительстве, и я надеюсь, что в обозримом будущем вопрос будет решен положительно. Для этого надо внести поправки в Налоговый кодекс и освободить ретейлеров от НДС, который они платят даже в том случае, если передают продукты на благотворительные цели», — сказал глава СРЗП.
Миронов добавил, что проект необходимо запускать постепенно. Например, сначала убрать НДС для небольших партий продуктов, потом от налога можно избавить более объемные поставки. По мнению парламентария, миллионы россиян тратят около 50% своих ежемесячных доходов на продукты питания, а 16% граждан расходуют весь заработок. Самыми незащищенными Миронов назвал стариков, которым не хватает пенсии на покупку еды.
«Если же продукты с истекающим сроком годности бесплатно раздавать людям, это позволит решить проблемы с питанием около 30 млн человек — всех, кто едва сводит концы с концами или не может прокормить свою семью», — сообщил «Постньюс» Миронов.
Депутат привел данные исследования НИУ ВШЭ, где сказано, что ежегодно ретейлеры и производители отправляют на полигоны отходов порядка 17 млн тонн продуктов, а их стоимость оценивается в 1,6 трлн руб. Эти товары порой не успевают даже выложить на прилавки, ни то, что распродать, сказал Миронов.
Как отреагировали представители сферы торговли?
Торговые сети готовы организовывать социальные полки для бесплатной передачи продуктов в обмен на налоговые льготы, но делать это обязанностью магазинов нельзя, заявил «Постньюс» председатель Общественной потребительской инициативы (ОПИ) Олег Павлов.
«Более логичным выглядит, когда товары качественные и безопасные, но с истекающим сроком годности, передаются нуждающимся через специальные структуры под жестким контролем, а торговые сети получают налоговые послабления. Если мы говорим о принудительном порядке, здесь вопрос в ценообразовании: насколько эти меры будут укладываться в экономику производителей, поставщиков и самих торговых сетей», — сказал Павлов.
Исполнительный директор АНО «Фудшеринг» Александра Кумпан в беседе с «Постньюс» отметила, что идея законопроекта о социальных полках не имеет отношения к фудшерингу. «Суть фудшеринга — сохранить ценность уже вовлеченных в экономику ресурсов и предотвратить попадание пригодных продуктов на свалки. Социальные полки, в свою очередь, — это формат товарной благотворительности, который позволяет переложить социальную поддержку населения на торговые сети», — выразила мнение Кумпан.
Она добавила, что в России тема фудшеринга активно эксплуатируется лишь с целью привлечения внимания, а не для того, чтобы изменить ситуацию с пищевыми отходами в стране. По мнению Кумпан, к стандартной работе магазинов добавятся дополнительные задачи: отбор и перемещение продуктов с учетом их товарного соседства, специальная маркировка и проверка документов у желающих забрать их бесплатно. Все это негативно отразится на торговой отрасли, которая и так переживает нехватку персонала, отметила эксперт.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев заявил «Постньюс», что предложение депутатов способствует не только борьбе с социальной напряженностью, но и решению экологических вызовов. По словам спикера, крупные ретейлеры уже несколько лет реализуют программы по передаче непроданных, но пригодных к употреблению товаров на благотворительность.
«Однако такие программы — это частные инициативы отдельных компаний. Возможность оказывать социальную поддержку не должна быть обязательным требованием для бизнеса. Инициатива сделать фудшеринг обязательным для всех участников рынка представляется не только избыточной, но и труднореализуемой по множеству причин», — отметил Караваев.
Эксперт считает, что возможность передачи продуктов нуждающимся не должна быть обязательным требованием для бизнеса. По его мнению, навязать фудшеринг для всех участников рынка представляется не только избыточной, но и сложно реализуемой задачей. Прогнозировать количество товаров с истекающим сроком годности невозможно, соответственно обязать продавцов размещать их на соцполках нельзя, добавил спикер.
Кроме того, по мнению Караваева, у ретейлеров нет ресурсов автоматизации бизнес-процесса по контролю продажи продукции с истекающим сроком годности. Эксперт также отметил еще одну проблему: в небольших магазинах не всегда есть возможность размещения социальных полок из-за маленьких площадей. По его словам, многие группы товаров требуют раздельной и специальной выкладки в связи с соблюдением температурного режима или иных требований к хранению.
Отметим, что весной правительство РФ отклонило предложение об отмене налога для крупных торговых сетей за фудшеринг. В заключении указано, что налоговое законодательство основывается на признании всеобщности и равeнствa налогообложения. А новые нормы не отвечают этим требованиям, так как в случае принятия налоговая льгота будет применяться только при перeдаче товаров нуждающимся исключительно крyпнейшим налогоплатeльщиком.