Диверсия или ошибка экипажа: что случилось с грузовым судном Ursa Major в Средиземноморье?
Российское грузовое судно Ursa Major («Большая Медведица») затонуло в международных водах близ испанских берегов. Местные СМИ сообщили о взрыве в машинном отделении. На Западе это судно ранее включили в санкционные списки из-за связей с Минобороны РФ, а одним из первых на место крушения прибыли испанские ВМC. Разбираемся, что произошло с судном.
Что случилось?
Ursa Major потерпело бедствие в международных водах близ Испании в ночь с 23 на 24 декабря. Первыми о происшествии сообщили испанские СМИ. По их данным, накануне, когда Ursa Major шло на восток к Гибралтарскому проливу, на судне произошел взрыв в машинном отделении, после чего оно отклонилось от курса и начало крениться. Позже эту информацию подтвердили в МИД РФ.
Сообщается, что 14 членов экипажа были спасены и переправлены в порт Картахены (Испания), который получил сообщение о бедствии около 23:02 по местному времени 23 декабря. В спасательных работах приняли участие несколько судов, работавших в том же районе, а позже к специалистам морской спасательной службы присоединились Clara Campoamor и патрульный катер ВМС Испании Serviola.
При этом двое моряков пропали без вести, а ответственность за последующие спасательные работы испанские власти уже передали судну РФ. Предположительно, им может быть второе грузовое судно «Спарта II», следовавшее за Ursa Major (которое до октября 2021 года называлось «Спарта III») по маршруту до египетского города Порт-Саид, расположенного у входа в Суэцкий канал. По данным Marine Traffic, после крушения Ursa Major «Спарта II» находилось у места происшествия следующие 12 часов.
Куда направлялось судно?
По данным портала «Корабел.ру», Ursa Major было построено на немецкой верфи в 2009 году и имеет класс Ro-Ro/Lo-Lo с возможностью горизонтальной и вертикальной загрузки. Ранее судно, как мы уже отмечали, называлось иначе (Scan Britania, Hyundai Britania, самое последнее — «Спарта III»). С 2017 года оно несколько лет эксплуатировалось в Черноморском и Средиземном бассейне структурой Минобороны ООО «Оборонлогистика», которая также была единственным агентом на паромной линии в Калининградскую область. В сентябре 2022 года судно перевели для снабжения Калининграда «в условиях санкционной блокады со стороны ЕС и США».
В марте 2024 года «Спарту» отправили для ремонта в Петербург. В итоге судно решили закрепить за контейнерной линией Санкт-Петербург — Калининградская область. Однако, когда 11 декабря оно вышло из Санкт-Петербурга, направилось в порт Владивостока, куда должно было прибыть 22 января. По словам пресс-секретаря губернатора Калининградской области Мариам Башкировой, крушение Ursa Major не отразится на транспортной доступности региона. «Морские перевозки продолжаются без перебоев», — сообщила она.
Сухогруз Ursa Major отправился в рейс на Дальний Восток с «большим проектным грузом» в рамках реализации «государственных задач по развитию портовой инфраструктуры и Северного морского пути», сообщается на сайте компании. На его борт были погружены: портовые краны весом 380 тонн каждый, необходимые для расширения терминала во Владивостоке, и 45-тонные люковые крышки для новых ледоколов. Судно должно было доставить из Санкт-Петербурга в Приморский край два крана Liebherr грузоподъемностью 120 тонн каждый, необходимых для развития портовой инфраструктуры, а также пару люков от атомных реакторов ледоколов проекта «Лидер», строящихся на верфи «Звезда».
«Для обеспечения остойчивости судна при выполнении грузовых операций с негабаритным грузом на нижнюю палубу в качестве дополнительного балласта заранее были загружены контейнеры. Сложная грузовая операция была полностью проведена силами экипажа судна», — сообщает пресс-служба «Оборонлогистики».
Mash предположил, что причиной крушения судна могло стать превышение грузового лимита. Однако капитан сообщил La Verdad, что на момент аварии на борту находились только пустые контейнеры.
Что могло стать причиной крушения Ursa Major?
Сетевое издание «Репортер» не исключило версию с применением «полупогруженного ударного надводного или подводного безэкипажного дрона», намекая на диверсию со стороны враждебных по отношению к РФ государств. «Но был ли взрыв внутренний или внешний, еще предстоит выяснить. Также рассматривается версия с перегрузом и несбалансированным грузом на судне, приведшим к потере остойчивости», — пишет издание.
В районе происшествия был обнаружен корабль испанских ВМФ P-71 NAVY Warship. Согласно данным трекера Vessel Finder, он покинул порт Картахены еще 20 декабря и, предположительно, дрейфовал на пересечении с маршрутом Ursa Major до минувшего инцидента. Его последнее место нахождения было в нескольких километрах от места крушения «Большой Медведицы». Но сам капитан Ursa Major версию о взрыве пока не комментировал.
Бывший генеральный директор компании ООО «СК-Юг», владеющей «Оборонлогистикой», в разговоре с 360.ru заявил, что «никаких проблем» с Ursa Major раньше не было.
В западных СМИ пишут об инциденте, ссылаясь на предположение ГУР Украины о том, что судно было отправлено забирать вооружение с российской базы в Сирии, а никаких люков и кранов на самом деле никогда и не было. На эти мысли также наводит и выбор маршрута: Северный морской путь (СМП) на 7 тыс. км. короче и безопаснее для российских кораблей, нежели маршрут через Гибралтар, так как пролегает через акваторию РФ. При этом в 2020 году «Спарта III» уже работала в водах российской Арктики.
В октябре 2018 года портал News.ru cообщал, что с октября 2015-го российские ВМФ стали использовать для «Сирийского экспресса» закупленные в Турции сухогрузы. В этот период суда регулярно курсировали от Новороссийска до Тартуса. Наибольшее количество рейсов (более сотни в год) было совершено в 2015-2016 годах, но в последующие два года их количество сократилось в несколько раз.
Также между Тартусом и Новороссийском, как сообщал News.ru, под гражданскими флагами с 2017-го регулярно ходили три большегрузных контейнеровоза «Оборонлогистики», среди которых числились «Спарта I», «Спарта II» и «Спарта III», позднее подпавшие под санкции США и Украины на фоне их деятельности в Черном море в первой половине 2022 года.
Тем не менее в западном межрегиональном управлении СК РФ склоняются к версии о халатности экипажа. Следователи возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух человек).