Daniel Tafjord/Unsplash
Daniel Tafjord/Unsplash
интернет

«Раздвинула пятки»: врач оскорбил блогера с ВИЧ и потерял работу

Разбираемся вместе с экспертами, что делать в таких ситуациях пациентам

В соцсетях опять скандал — на этот раз в Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ). Рентгенолог из Ростова-на-Дону Артур Икиликян написал оскорбительный комментарий к публикации блогера Милы Литвиновой, которая рассказывает о жизни с положительным ВИЧ-статусом. Мужчина решил высказаться касательно того, как именно, по его мнению, заразилась блогер. В итоге она показала этот комментарий в рилсе, и ролик набрал более 5,4 млн просмотров. Рассказываем, что известно об этой истории, и вместе с экспертами разбираемся, что делать пациентам в таких ситуациях.

Что за скандал с комментарием?

Комментарий, который принес Икиликяну «славу», он написал почти год назад, но до рилса Милы с его упоминанием на него никто не обращал внимания.

Икиликян задал девушке вопрос, как она заразилась ВИЧ, и предположил, что для этого она «раздвинула пятки». В итоге ролик с процитированным комментарием сразу же залетел на 2 млн просмотров, а всего за четыре дня после публикации их набралось 5,4 млн.

Источник: соцсети
Источник: соцсети

Под видео разгорелось бурное обсуждение более чем на 3,8 тыс. комментариев. Большинство пользователей возмутились не столько самим фактом хамского комментария, сколько тем, что его оставил врач, — к слову, Икиликян хвастался на своей странице красным дипломом. Профиль свой он практически сразу закрыл, а затем или удалил, или переименовал.

Как отнеслась к этому Мила Литвинова?

В разговоре с «Постньюс» она поделилась, что на подобные комментарии реагирует по-разному. «Иногда у меня бывает настроение, когда мне вообще все равно, что там происходит в мире соцсетей, — я живу свою жизнь, и мне вообще нет дела. Но иногда это задевает», — сказала блогер.

Меня не задевает, если это касается оскорблений или предположений, что «по ней видно, что спала со всеми или кололась». Я просто читаю и думаю, откуда они это взяли?

Мила Литвинова, блогер

Однако, отметила девушка, часто люди транслируют стереотипы о ВИЧ, и особенно странно, когда это делают медики. В таких случаях, по словам Милы, она не может не среагировать, ведь это показывает уровень осведомленности о ВИЧ.

Люди иногда пишут: «Ты обязана всем говорить о ВИЧ: и на маникюре, чтобы мастер лучше инструменты стерилизовал, и каждому врачу, чтобы он вторые перчатки надел, и человеку, с кем просто кофе пьешь, потому что вдруг ты плюнешь ему в глаз»

Мила Литвинова, блогер

Свою страницу Литвинова назвала «кладезем полезной информации, где можно прочитать и подтвердить доказательными статьями любую информацию о ВИЧ». Однако девушка констатировала, что люди иногда «настаивают на своем».

Как врач объяснил свой комментарий?

Кажется, это тот случай, когда лучше было не говорить вообще ничего. Икиликян отметил у себя на странице, что у него не было цели оскорбить Литвинову, но «написал слова прежде, чем подумать». Также он признал, что комментарий действительно был хамским, но сразу же заявил, что не обязан общаться этично под любым постом только потому, что он врач.

Источник: соцсети
Источник: соцсети

Помимо прочего, Икиликян начал в ответ обвинять Литвинову в том, что она нормализует ВИЧ и пропагандирует в своем блоге право зараженных людей не сообщать о своем статусе мастерам маникюра или еще кому-то (хотя по закону люди с ВИЧ обязаны предупреждать только партнеров, которых могут заразить). Также он апеллировал к тому, что при операции врач может заразиться от пациента вирусом (хотя анализ на ВИЧ сдается в обязательном порядке перед любыми вмешательствами), а докторов с ВИЧ навсегда отстраняют от работы.

ВИЧ-положительные люди не могут работать только в центрах переливания крови, центрах по борьбе со СПИДом, лабораториях по диагностике ВИЧ и прочих специализированных организациях. Также им нельзя трудиться в хирургии, реанимации и на скорой помощи или в лабораториях/НИИ, где работают над иммунобиологическими препаратами. Если врач заразился после того, как получил работу, ему должны предложить перейти на другую позицию.

Как отреагировали на месте работы Икиликяна?

Реакция от больницы поступила довольно быстро — медучреждение опубликовало заявление, что Икиликян больше там не работает. В сообщении также подчеркивается, что соблюдение этики — неотъемлемое качество врача.

В комментариях обратили внимание на то, что к этому врачу все еще можно записаться через сторонний сервис. Однако представители больницы заявили, что к их учреждению сервис не имеет отношения, а за актуальность размещенной там информации они отвечать не могут.

Насколько вообще распространены подобные конфликты с врачами?

Руководитель юридического отдела «МедРокет» (создатели платформы отзывов о врачах «ПроДокторов») Тамара Тимошенко рассказала «Постньюс», что этическая составляющая воспитания молодых врачей действительно вызывает тревогу. Она пояснила, что в их редакцию поступает много звонков от врачей и представителей клиник по поводу публикации негативных отзывов. Зачастую врачи не выбирают выражений и слов, когда требуют удалить ту или иную информацию, рассказала Тимошенко.

Из этого следует, что культивирование профессиональной этики должно поддерживаться не только в медицинских вузах, но и уже на рабочих местах, в учреждениях здравоохранения, подчеркнула она. Хоть в стране и существует «Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации», Тимошенко отметила, что, судя по всему, не все врачи с ним знакомы.

Врач, как и любой другой человек, не вправе унижать человеческое достоинство, даже на просторах социальных сетей.

Тамара Тимошенко, руководитель юридического отдела «МедРокет»

Для врачей действительно опасны контакты с ВИЧ-инфицированными?

Директор фонда «СПИД.Центр» Максим Губка рассказал «Постньюс», что у медицинских работников существует прямой доступ к постконтактной профилактике, поэтому, если у врача случается «аварийная ситуация», это должно быть зарегистрировано в журнале. Медицинский работник независимо от должности) впоследствии должен начать постконтактную профилактику ВИЧ-инфекции. Это «золотое правило», отметил Губка, но проблема, по его мнению, в том, что медработники очень плохо эти рекомендации соблюдают.

Во многих медучреждениях нет круглосуточного доступа к профилактике, пояснил он. Также, по словам Губки, многие не обращаются за помощью, потому что надо делать запись в журнал, регистрировать случай заражения, описывать обстоятельства, проходить обработку, а потом ездить в центр, пить лекарства для постконтактной профилактики, наблюдаться какое-то время. Но несмотря на это, по данным Роспотребнадзора, случаев «профессионального» заражения ВИЧ довольно мало, заключил Губка.

Директор «СПИД.Центра» рассказал, что в отношении медицинских работников существует правило, что каждый пациент должен восприниматься как потенциально инфекционно-опасный. И это относится не только к ВИЧ, но и к гепатитам, инфекциям, передающимся воздушно-капельным путем и т.д.

Поэтому, продолжил Губка, если сотрудник заразился, можно говорить о том, что он пренебрег правилами СанПиНа и техникой безопасности на рабочем месте. Ведь пациент банально может не знать о своем статусе, поэтому не сможет сообщить об этом врачу.

Часто ли люди с ВИЧ-положительным статусом сталкиваются с травлей?

Тамара Тимошенко поделилась, что истории, где к ВИЧ-инфицированным врачи относятся плохо, происходят нечасто. Травля пациента из-за положительного ВИЧ-статуса, по мнению Тимошенко, скорее исключение, чем правило. Однако это не исключает травли пациентов врачами и медработниками по другим признакам (вес, внешность, наличие иных заболеваний, семейный статус, социальное положение), добавила она.

Мила Литвинова, напротив, рассказала «Постньюс», что постоянно сталкивается с оскорблениями. По ее словам, порядка 60% комментариев под ее постами — негативные. Они зачастую связаны или с выдуманными способами передачи ВИЧ, или со стереотипами и желанием «навесить клеймо и дискриминировать», отметила блогер.

Максим Губка сказал «Постньюс», что вокруг ВИЧ ввиду его социальной значимости есть много слухов и стереотипов. «Но в данной ситуации для меня (как для врача и психолога) подобный комментарий — это больше попытка самоутвердиться за счет человека с ВИЧ и выставить себя с положительной стороны в противовес инфицированному», — отметил он.

Иногда люди боятся здороваться, обниматься, целоваться с ВИЧ-положительными людьми или считают, что этот вирус переносят комары, рассказал Губка. «Бывает даже такое, что человек приезжает домой и рассказывает родственникам о своем ВИЧ-статусе, а те начинают сжигать все его вещи вплоть до постельного белья, выкидывать посуду», — продолжил спикер.

Почему люди позволяют себе такое хамство в соцсетях?

По словам клинического психолога и автора Telegram-канала «Психолог пишет» Дарьи Яушевой, человек понимает, что его слова в соцсетях прочитают очень многие, но при этом он этих людей не видит вживую, из-за чего ощущает дистанцию. В результате социальные ограничения, которые действовали бы при очном взаимодействии, в сети отсутствуют.

Яушева напомнила и о псевдоанонимности в соцсетях. По ее словам, человек чувствует, что может высказать мнение без последствий, потому что находится по другую сторону экрана от собеседников.

«В обществе в целом сформировалась культура мгновенной реакции и импульсивных высказываний и реакций», — поделилась психолог. «Мы все больше привыкаем отвечать быстро, потому что конкуренция за пространство высокая, вокруг очень много комментаторов. Человек просто не дает себе времени обдумать, насколько его слова конструктивные и этичные», — указала она. В итоге коммуникация происходит все быстрее, а фильтров для собственных слов все меньше, заключила Яушева.

Кроме того, психолог отметила, что многим в соцсетях хочется быть «простыми людьми», не соотнося себя с профессией.

В сети я не врач, не психолог — в сети я обычный человек. Людям очень хочется проявить другую свою идентичность, не только профессиональную. Они снимают халат и считают, что тем самым они снимают с себя ответственность соблюдать этику

Дарья Яушева, клинический психолог и автор Telegram-канала «Психолог пишет»

Также, по словам специалиста, люди начинают вести себя все более резко, подражая лидерам мнений. Как в шоу-бизнесе, так и в политике, обществе, культуре стало больше тех, кто считает нормой обесценивать других людей, заключила психолог.

Анастасия Мельник