общество

В родную гавань: когда в Россию вернутся зарубежные бренды (и вернутся ли)?

Эксперты считают, что компании могут столкнуться с нехваткой площадей, а покупка своих же активов обратно влетит им в копеечку
Zuma/TASS
Zuma/TASS

В минувшие выходные блогеры, политики и другие официальные лица заговорили о возможном массовом возвращении зарубежных брендов в Россию. В их числе — популярные производители одежды, электроники и даже крупные автоконцерны. По оценке экспертов, в 2025 году возобновить свою деятельность в стране могут порядка 350 компаний. Мы поговорили с экспертами и выяснили, на каких условиях могут вернуться компании и какие сложности ожидают их в РФ.

Какие бренды могут вернуться в Россию?

По прогнозам компании Kokoc Group в 2025 году в РФ могут вернуться более 300 иностранных компаний. В исследовании отмечается, что сегодня на рынке виден нарастающий тренд на возвращение ушедших брендов. Их массовый исход случился в первом квартале 2022 года, когда Россию покинули 560 компаний, но во втором квартале того же года 15 марок приняли решение вернуться на российский рынок. В конце 2024 года, число вернувшихся брендов уже достигло 235.

Зондировать почву для возвращения начали крупные бренды одежды Zara, Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, принадлежащие ушедшей в 2022 году компании Inditex. В это же время появились сведения, что японский производитель одежды Uniqlo также размышляет о возобновлении работы в РФ. Отметим, что разговоры о возвращении зарубежных марок идут не только в нашей стране, но и за рубежом.

СМИ Южной Кореи сообщили о намерениях Samsung, LG и Hyundai вернуться в РФ на фоне начавшегося диалога между Россией и США. Кроме того, на фоне геополитических изменений в российских СМИ стало обсуждатьcя скорое возвращение таких гигантов, как PepsiCo, Coca-Cola, Apple, Visa, Mastercard и McDonald's. По мнению экспертов, им потребуется намного больше времени для возобновления деятельности, а решение компании будут принимать исходя из итогов переговоров между Россией и Вашингтоном.

О своем возвращении недавно заявил и южнокорейский автомобильный бренд Ssang Yong. Но автомобильным концернам будет намного сложнее наладить работу, ведь многие уходя продали свои активы — заводы, линии сборки, склады и площадки реализации. Концерны строили годами дилерские сети, станции техобслуживания клиентов, а теперь придется выкупать активы обратно, либо строить заново — это может занять годы. Таким мнением с «Постньюс» поделился кандидат экономических наук, маркетолог Игорь Качалов

Каковы сроки возвращения зарубежных брендов в РФ?

По словам экспертов, сетевые ритейлеры постоянно мониторят мировые рынки. Россия для них остается весьма перспективной и прибыльной территорией, и когда ситуация в политике и экономике станет благоприятной, компании не упустят возможности начать переговоры о наиболее выгодных условиях возвращения. Таким мнением с «Постньюс» поделился основатель и управляющий директор Российского союза торговых центров Олег Войцеховский.

«С нашей стороны понятно, что возвращение мирового ритейла дополнительно оживило бы наши торговые центры и повысило бы их привлекательность для населения. Здесь важно также понимать, какое решение примут наши законодатели по поводу размеров таможенных платежей на ввоз коллекций этих брендов», — рассказал эксперт.

По мнению Войцеховского, сроки базового восстановления присутствия международных брендов при благоприятном раскладе займет три-четыре месяца, а в формате полных коллекций — до девяти месяцев. «Однако им, безусловно, придется серьезно поработать с торговыми центрами по поводу предоставления адекватных площадей. Многие были “якорными” арендаторами и ТЦ строились с этим учетом, что компания займет сразу 3-5 тыс. кв. метров», — уточнил он.

Войцеховский добавил, что с 2022 года такие площади, а их более 3 млн кв. м, стали простаивать и освобождаться, и ТЦ пришлось решать вопрос с альтернативным использованием этих площадей. Многие были отданы отечественным брендам, таким как «Мэлон Фэшн» и «Глория Джинс». Эксперт отметил, что оставшихся площадей, которые могут занять зарубежные марки, осталось не так много. Подходящие помещения появятся лишь в процессе ротации и оптимизации пула арендаторов, но на это нужно время, сказал Войцеховский.

«Кроме того, потребуется разработать изменения к договорам аренды, которые ранее не учитывали варианта с простоем либо уходом крупных арендаторов. Сейчас такие варианты потребуется учесть в совершенно конкретных формулировках. Скорее всего, именно “фактор площадей” будет узким местом в случае возвращения международных ритейлеров в нашу страну», — резюмировал спикер.

Возвращение брендов Zara и Bershka будет зависеть от того, с какой скоростью они смогут вернуть себе свои активы, сказал маркетолог Игорь Качалов. «Они продали свои лучшие магазины на Кузнецком мосту в Москве. Продадут ли им их обратно? Кстати, возможно, потому что тот, кто купил их магазины, к сожалению, не в состоянии наладить там бизнес. Если мы говорим об Inditex, то это примерно 800 магазинов. И вот, чтобы говорить о том, что бренд начал работу, им сначала надо вернуть все 800 магазинов», — отметил эксперт.

Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов в разговоре с «Постньюс» предположил, что те бренды, которые удержали за собой торговые площадки, могут наладить работу в течение нескольких месяцев. «Также потребуется время на наращивание товарного положения, растаможки и логистики. Остальные механизмы они знают и понимание как включиться в работу у них есть, было бы желание», — сказал профессор.

Сложнее всего начать работу будет брендам, которые ушли и остались без площадей, им придется строить бизнес с нуля, отметил Цыганов. Он привел в пример турецкие компании, которые замещали ушедшие марки и на замещение потребовалось от одного года до двух лет. «Открывая магазины в Москве, Санкт-Петербурге или других городах миллионниках, нужно понимать, что в новосибирске, Екатеринбурге, Хабаровске и Владивостоке уже произошло полное замещение на китайские товары. Поэтому понадобится время на исследование рынка», — пояснил Цыганов.

Что говорят представители бизнеса и эксперты?

В пресс-службе франчайзинговой компании Franshiza.ru «Постньюс» рассказали, что многие зарубежные компании действительно хотят вернуться в Россию, ведь большинство из них уходили под политическим давлением и угрозами экономических санкций. «В России не удалось полноценно заместить ушедшие бренды. Турецкие, китайские и другие компании из дружественных стран в полной мере не смогли их заменить. Безусловно для торговых центров, посещаемость которых неуклонно падает, возврат сильных брендов и арендаторов, стал бы позитивным фактором для дальнейшего развития», — сообщили в компании Franshiza.ru.

Там добавили, что у российских франчайзи за время ухода зарубежных компаний сложился негативный опыт — сыграл фактор неопределенности и недоверия. Ведь компании очень быстро покинули Россию и оставили своих франчайзи буквально ни с чем — без поддержки, товара, бренда. Из-за этого многие предприниматели потерпели убытки, прекратили свою работу и вынуждены были сменить деятельность. Поэтому если бренд захочет вернуться, то будет сложно собрать сеть из партнеров заново, пояснили в пресс-службе Franshiza.ru.

Возвращение зарубежных брендов в Россию сопровождается непростым вопросом об обратной продаже активов. Об этом «Постньюс» рассказал кандидат экономических наук, маркетолог Игорь Качалов. По его мнению, обратная продажа активов должна происходить по их рыночной стоимости. Но как известно, многие ушедшие компании продавали их по 50% от рыночной стоимости, а некоторые по 10%, сказал эксперт.

«А это получается двойной убыток, не многие пойдут на такую сделку. Сначала они потеряли на продаже активов, а теперь они будут терять при покупке своих же активов по цене в два, а иногда в десять раз дороже. Как говорится, нечего бегать туда-сюда. За трусость, за слепое подчинение идиотским приказам надо платить. Поэтому продавали они в два или даже в 10 раз дешевле рыночной, а покупать будут в два или в три раза дороже», — сказал Качалов.

Павел Деденко