Киллиан Мерфи в своей депрессивной эре: рецензия на фильм «Мелочи жизни»
В российский прокат 13 марта выйдет драма «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи в главной роли. Это фильм о простом ирландце, который случайно узнал об ужасах, которые происходят в застенках католического монастыря. Мы заранее посмотрели картину и рассказываем, какой получилась историческая драма (скажем сразу: тягомотной).
Премьера в России: 13 марта
Страна производства: Ирландия, Бельгия, США
Режиссер: Тим Милантс
Авторы сценария: Энда Уолш, Клэр Киган
В ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Уотсон, Айлин Уолш, Мишель Фэйрли, Клэр Данн, Хэлен Биэн, Патрик Райан, Питер Клэффи, Иэн О’Райли, Зара Дэвлин и другие
Жанр: драма, история
Продолжительность: 1 час 38 минут
О чем фильм «Мелочи жизни»?
Сюжет разворачивается в 1985 году в небольшом ирландском городке. Главный герой Билл Ферлонг (Киллиан Мерфи) занимается торговлей углем и живет скромную жизнь вместе со своей многочисленной семьей. Накануне Рождества, в самое напряженное время работы, Биллу приходится столкнуться с неожиданными обстоятельствами, которые заставляют его пересмотреть свои представления о добре и справедливости.
Во время доставки угля в местный монастырь Билл случайно обнаруживает молодую девушку, запертую в сарае. Монахини утверждают, что это часть игры в прятки, но Билл начинает подозревать неладное. Он узнает, что за стенами монастыря скрывается мрачная реальность «прачечных Магдалины» — учреждений, где молодые женщины, часто из неблагополучных семей или нежелательно забеременевшие, подвергаются принудительному труду и жестокому обращению под предлогом «искупления грехов».
Открытие глубоко потрясает Билла, заставляя его задуматься о моральной ответственности и о том, как долго он может закрывать глаза на несправедливость вокруг.
Чем примечательна картина?
Рождественская обстановка в «Мелочах жизни» неожиданно вызывает ощущение уюта и тревогу одновременно. Снежные улицы, тусклое желтое освещение и мягкая кинематографическая эстетика отражают внутренний мир главного героя, который постоянно находится в своих мыслях и наблюдает за окружающим миром.
Фильм затрагивает скандал, связанный с «прачечными Магдалины», где содержатся тысячи «падших женщин». Эти учреждения печально известны своими жестокими условиями, приведшими к страданиям и гибели многих подопечных. Фильм раскрывает эту мрачную историю через призму личной драмы Билла, который начинает видеть параллели между своей жизнью и судьбами девушек в монастыре.
Постепенно зритель узнает о травматическом прошлом Билла. Его мать была одной из «падших женщин», которая родила ребенка вне брака. Но ей повезло — богатая дама дала матери главного героя кров и работу. В одной из девушек в монастыре Билл видит ее отражение, что становится для него мотивацией действовать. Однако окружающие, включая его жену (Элиен Уолш), уговаривают Билла не вмешиваться, опасаясь гнева церкви (их основные аргументы — его дочерей выгонят из католической школы и «что люди скажут?»). Этот конфликт подчеркивает сложность выбора, перед которым стоит Билл.
Какой итог?
Сильные стороны фильма — это актерская игра и операторская работа. Каждый из артистов отлично справляется со своей ролью: Киллиан Мерфи — подчеркнуто созерцателен и отстранен, Элиен Уолш — максимально обыденна в роли замужней матери пятерых детей. В свою очередь, актриса второго плана Эмили Уотсон отменно играет матушку католического монастыря. Всего за пару минут экранного времени у нее получается вселить в зрителя ужас, не делая ничего шокирующего на экране (не зря она получила награду на Берлинском кинофестивале).
Камера оператора раскрывает героев, беря крупные планы и скользя по их фигурам. Особенно эффектно смотрится сцена, где Билл впервые попадает в коридоры монастыря. Камера вместе с героем медленно заглядывает в дальние уголки и постепенно открывает зрителю все больше девушек с изможденными лицами в изношенной одежде, повышая градус беспокойства и заставляя все ярче осознавать неадекватность происходящего.
Однако в целом этот фильм — достаточно скучное тягомотное зрелище. Сюжет ленты разворачивается сверхмедленно и практически не наполнен ни действиями, ни диалогами. Зритель не погружается в историю, а находится на ее периферии, наблюдая за происходящим. При этом большинство событий показываются намеками, и о половине приходится лишь догадываться (конечно, справиться с загадками несложно, но они не вызывают шока, как это планировалось).
Если отбросить все лишнее, в сухом остатке окажется один лишь печальный Киллиан Мерфи, который думает о чем-то своем на фоне мрачных туманных пейзажей. Он отражает универсальный муд по жизни и вполне может стать героем мемов о депрессии.