СВО
Постньюс
Постньюс

По газовой трубе 15 километров: подробности военной операции, о которой все говорят

Рассказываем в деталях, как проходил русский прорыв по газопроводу

Российская армия продолжает освобождение Курской области. На днях линия фронта подошла к приграничному городу Суджа, где наши бойцы наделали много шума: для обхода обороны противника была использована заброшенная газовая инфраструктура. Как это было? Кто придумал идти по трубе и кто в итоге пошел? «Постньюс» восстанавливает подробную хронологию операции «Поток», которой прочат место в учебниках военной истории.

В каждой шутке доля шутки

Утро 8 марта. В мемном Telegram-канале «Шепот Суджи» появляется шуточный (или нет) пост о том, что российские бойцы «прошли по трубопроводу и оказались в тылу» у украинцев. Подтверждений этому нет, но ближе к вечеру о «штурме через трубу» как о реальном факте уже пишут многие российские и украинские каналы, ссылаясь друг на друга. Вскоре украинские СМИ начинают сообщать об этом со ссылкой на ВСУ. «Я ***** [обалдею] и объявлю себя главным инсайдером ру-медийки [если это окажется правдой]», — отвечает в комментариях админ канала «Шепот Суджи».

В итоге проникновение в Суджу через газопровод оказывается не выдуманным сюжетом из очередной части Call of Duty, а тщательно спланированной операцией с использованием инфраструктуры, которая расположена буквально под ногами. Знал ли что-то об этом «Шепот Суджи»? Да какая, в целом, разница.

Российские спецназовцы воспользовались веткой газопровода Уренгой–Помары–Ужгород, который не работал с 1 января 2025 года, чтобы пройти около 15 км в направлении тыловых украинских позиций в Судже и ее окрестностях. Это позволило обойти украинские оборонительные позиции и нанести удар там, где никто не ожидал.

Кто участвовал в операции?

Вылазку организовали участники ЧВК «Ветераны», спецназа «Ахмат» и 30-го мотострелкового полка ВС РФ. «Ветераны» уже применяли подобную практику — ЧВК использовала подземные коммуникации в январе 2024 года при штурме южной окраины Авдеевки в Донецкой области.

Сообщалось, что непосредственно в операции участвовала минимум сотня солдат, но, по всей видимости, российская сторона не прекратила закидывать десант таким способом, и, по оценкам отряда «Ветераны», его численность достигла 800 человек.

Подготовка к удару в тылу противника заняла около трех недель, рассказывал в интервью командир штурмовой бригады «Восток» с позывным «Зомби». По его словам, все началось с вскрытия бездействующей трубы газопровода. Затем из нее стали откачивать остававшийся природный газ. Когда условия в трубе стали приемлемыми, началась непосредственная подготовка.

Примерно в 15 км от места входа в трубе проделали несколько отверстий для выхода личного состава на поверхность. Рядом с этой точкой выхода под землей организовали помещения для размещения личного состава перед заключительным этапом операции.

15 км — не сверхдлинная дистанция, однако условия передвижения были крайне сложными. Внутри трубы — остатки масла и конденсат. Ее диаметр — 1420 мм, так что в полный рост не встать. Плюс амуниция и провизия.

1 марта личный состав, задействованный в операции «Поток», приступил к выполнению задачи. Бойцы прибывали к точке входа и спускались в трубу небольшими группами, с ощутимыми интервалами во времени — чтобы противник не обратил внимание на чрезмерную активность. Так заброс десанта в трубу растянулся на четверо суток.

Еще двое суток шли по трубе, в масках, с кислородными баллонами — как напишут потом военкоры, кто-то ловил паничку, кто-то наверняка не дошел. К утру 8 марта участники операции были на своих местах у точки выхода на поверхность.

Почти неделя в газовой трубе — как?

Россия должна была откачать газ из трубопровода сразу после того, как Украина прекратила его транзит 1 января, рассказал «Постньюс» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его словам, это классическая процедура, когда откачивается метан и труба заполняется обычным воздухом, — на это уходит пара дней, и, скорее всего, это и было сделано в начале года. «Это могли сделать в целях безопасности, а то мало ли, трубу повредили бы взрывом, — говорит эксперт. — Точно так же “Газпром” ранее откачивал газ из уцелевшей нитки “Северного потока — 2”».

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Они не в газе шли, не в метане. В метане действительно несколько суток провести невозможно, это ядовитый газ, и вряд ли хватит даже противогаза с баллоном. Оттуда просто откачали весь метан, осталась железная труба — и все, то есть никаких там паров нет, все спокойно, и, в общем-то, можно там находиться

一 Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

На слитых в сеть кадрах видно, как солдаты курят сигареты внутри трубопровода — еще одно подтверждение того факта, что газа в трубе не осталось.

Без шанса на отступление?

Прорвав оборону ВСУ в тылу, российские подразделения за первые сутки операции продвинулись и на переднем крае (Черкасская Поречная, Косица, Правда, Мартыновка, Михайловка). В Минобороны РФ сообщили, что с момента проведения операции было освобождено 12 населенных пунктов и более 100 кв. км территории Курской области.

Аналитики Telegram-канала «Военная хроника» отмечают, что тактика подобного заброса войск в тыл противника войдет в военную историю, не говоря уже о том, что она критично деморализовала ВСУ. Украинские военные в крайне редких случаях официально признают единственное верное решение — отступление. Далее — двигаться на юг, по направлению к государственной границе.

Но и тут все непросто: пути отхода на суджанском направлении заминированы самими ВСУ, а российская сторона подорвала мосты через реку Суджу с помощью FPV-беспилотников. В образовавшемся котле, по разным оценкам, продолжают оставаться от 6 до 10 тыс. боевиков ВСУ.

Карта военных действий операции «Поток»

Украина потеряла главный рычаг давления на переговорах?

Все подробности и последствия операции «Поток» не раскрываются — по понятным причинам. При этом говорят о ней и за рубежом: одиозный немецкий журналист Юлиан Репке, вспоминая прорыв в Авдеевке, призвал разрушить все трубопроводы между Россией и Евросоюзом.

Очевидно, для обеих сторон конфликта принципиально важным было решить вопрос военного присутствия на курской земле в контексте переговорных позиций. Если для России сложившаяся ситуация потенциально грозила неприемлемым обменом земель, то для Украины крайне важно было удержать плацдарм до ближайших переговоров в качестве рычага давления.

«Этот аргумент киевский режим изначально считал своим главным козырем», — подтвердил в разговоре с «Постньюс» руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов. По его словам, с сентября прошлого года президент Украины Владимир Зеленский везде озвучивал этот аргумент, так как на донецком направлении ВСУ не удалось отвоевать ни единого квадратного километра за весь 2024 год.

Чтобы лишить Украину этого козыря окончательно, России остается лишь перерезать трассу снабжения, которая идет в Суджу из Сумской области, считает сооснователь проекта «Ватфор» Сергей Полетаев. А дальнейшее продвижение российских войск в Сумскую область будет уже решаться по итогам переговоров Украины и США: «Если мы будем воевать дальше, то конфликт пойдет на новый виток и тогда единственной причиной его завершения будет вопрос разгрома уже всей украинской армии», — говорит эксперт.

Тем временем военный эксперт Иван Коновалов в беседе с «Постньюс» призывает «отдать должное нашим командирам, которые изучают опыт действия других подразделений». По его словам, операция «Поток» доказывает, что ВС РФ оттачивает собственный опыт и дальше: «Аналогичный пример мы видели год назад в Авдеевке, когда наши здорово ворвались в тыл через трубу, и здесь мы видим то же самое. Использование опыта, который мы наработали на одних направлениях и используем на других, — свидетельство того, что эта армия непобедима».