«Планета»/ММКФ
«Планета»/ММКФ
кино

Будущее наступит не для всех: рецензия на фильм «Планета»

На ММКФ показали картину о мечтах и космосе с Сергеем Гилевым в главной роли

В столице стартовал 47-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). В основном конкурсе участвуют несколько отечественных картин, среди них «Планета» — кино о космосе с Сергеем Гилевым в главной роли. Мы посмотрели ленту и рассказываем, каким получилось авторское высказывание о мечтах и кинематографе.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Премьера: 19 апреля
Страны производства: Россия
Режиссер: Михаил Архипов
Автор сценария: Михаил Архипов, Тимур Тимеркаев
В ролях: Сергей Гилев, Дарья Мельникова, Денис Ясик, Александр Кудренко, Михаил Бочаров, Виктория Соболь, Павел Сергиенко, Геннадий Смирнов, Андрей Гульнев, Геннадий Блинов и другие
Жанр: драма, фантастика
Продолжительность: 1 час 51 минута

О чем фильм «Планета»?

СССР, август 1960 года. Вся страна находится в предвкушении грядущего возможного полета человека в космос. Режиссер Николай Беренцев (Сергей Гилев) готовится снять футуристический фильм о путешествии к Венере. Эта работа заставляет его задуматься о смысле своей деятельности и наследии, которое он может оставить грядущему поколению. Однако художнику мешают не только собственные мысли, но и бюрократический аппарат в лице директора киностудии.

Прототипом Беренцева стал легендарный режиссер и оператор Павел Клушанцев, работавший на Леннаучфильме. В свои годы он прославился новаторскими подходами к созданию научно-популярного кино и инженерными решениями и приемами. Среди них стабилизаторы камеры для съемок с воздуха, аппарат для подводной съемки. В дальнейшем его приемами пользовались Стэнли Кубрик, Ридли Скотт и Джордж Лукас.

«Планета»/ММКФ
«Планета»/ММКФ

Космос как предчувствие

Фильм «Планета» — это поэтическое размышление о космосе, мечте и человеческом предназначении. Картина точно улавливает атмосферу эпохи, когда общество было буквально окрылено идеями освоения Вселенной, а новости о научных открытиях, космические романы и философские дискуссии о будущем стали частью повседневной жизни.

Персонаж Гилева пытается разобраться (хотя бы в рамках съемочной площадки), как, зачем и для кого нужно будущее. Для этого он не только строит макеты далекой Венеры, но и рассуждает о доброте в самом широком смысле слова. По мнению Беренцева, она достигает максимального эффекта, когда речь заходит о заботе о новых поколениях. Вместе с этим его герой задается вопросом о том, нужны ли нам звезды, если на Земле такие проблемы (привет Тарковскому и «Солярису» с его «Человеку нужен человек»).

В фильме космос представляет собой не просто «научно-технические дали», а выступает метафорой свободы и символизирует выход за пределы ограничений (как творческих, так и внутренних преград). Главный герой и его соратники наивно верят в светлое будущее и рассуждает исключительно масштабными категориями. Насколько это бьется с реальностью — большой вопрос.

Будущее наступит не для всех

Контрастом между мечтами и реальностью служат всевозможные преграды на пути к съемкам фильма. Изначально сама идея кинокартины встречает скептицизм со стороны вышестоящего руководства: вместо освоения неизведанных просторов космоса куда более актуальным считается увековечить на экране триумф отечественного сельского хозяйства (зачем снимать про космос, когда лучше прославить кукурузу — царицу полей).

В дальнейшем противоречия только нарастают — смелые творческие задумки режиссера и непомерные сметы сталкиваются с откровенным непониманием и неприятием директора киностудии, для которого финансовые риски и художественные инновации значат гораздо меньше, чем стабильность и проверенные коммерческие формулы.

Создатели «Планеты» ведут довольно прозрачный, почти прямолинейный диалог о том, кто же на самом деле заинтересован в будущем и имеет шанс в него попасть. Фигура директора киностудии становится олицетворением силы, намертво уцепившейся за прошлое и не готовой отпустить рутину и стереотипы ради неизведанного завтра. В будущее точно возьмут не всех, но всем ли туда надо?

Мария Самарина