кино

Николас Кейдж пытается очнуться и принять себя: каким получился фильм «Серфер»

Знаем точно: фанатам актера нельзя пропускать его
Николас Кейдж в фильме «Серфер»/GLOBAL FILM
Николас Кейдж в фильме «Серфер»/GLOBAL FILM

Каждая роль Николаса Кейджа — как особенный подарок в цветной коробке, которую открываешь, никогда не зная, что внутри. 1 мая в российские кинотеатры на гребне волны праздничных выходных заплыл жаркий фильм «Серфер», в котором актер сыграл главную роль, и это точно стоит посмотреть. Любимый многими киномем современности очень талантливо ест дохлую крысу, пьет из лужи и превращается в бомжа, ведь «чтобы серфить, нужно страдать». Рассказываем, каким вышло кино от Лоркана Финнегана.

О чем фильм?

Безымянный мужчина (Николас Кейдж) приезжает на пляж в Австралии, чтобы «посерфить с сыном» (Финн Литтл) и классно провести время, ведь они с женой разводятся. Это место — Лунная бухта — для него очень важно, ведь именно там он когда-то родился и вырос. Герой всю жизнь копил деньги, чтобы выкупить дом на этом побережье, когда-то принадлежавший его отцу. Но есть проблема: местная банда серферов ему с сыном совсем не рада. Они агрессивно выгоняют чужих, сопровождая это словами «не местный — не серфишь». Наш горе-отец опускается на самое дно в попытках доказать, что заслуживает свое место под пляжным солнцем, а зритель погружается в пучину зрелищного психологического абсурда.

«Серфер» совсем не про серфинг

Лоркан Финнеган не изменяет себе и своей кафкианской стилистике. «Серфер», премьера которого состоялась на 77-м Каннском кинофестивале, начинается примерно как другой фильм режиссера — «Вивариум». Герой всего лишь отчаянно хочет купить дом, но оказывается в замкнутом пространстве, откуда его к тому же все гонят.

Идеальный пляж с переливающимся золотистым песком постепенно становится тюрьмой для главного героя и зрителя. Периодически нам показывают, что, кроме жестоких людей, он наполнен всевозможными дикими животными, птицами и насекомыми. Но герой отчего-то не торопится его покидать.

Картины про серфинг чаще всего крепко связаны с преодолением жизненных трудностей и обладают жизнеутверждающим пафосом, оставляя зрителю надежду. Стиль повествования Финнегана всегда подчеркнуто абсурден и жесток, поэтому его серф-история напоминает странный сон, в котором маленький человек, потеряв все, в том числе собственное «я», пытается забрать это обратно. Этот сон исследует человеческие травмы, критикует маскулинность и навязанное обществом понимание «нормальности».

Николас Кейдж против всех

Создатели фильма сюрреалистично демонстрируют мужскую психологию в момент кризиса: от героя Кейджа ушла жена, у него плохие отношения с сыном, очевидно, есть проблемы и на работе. Но что же он делает? Слепо пытается вернуться в счастливое, как ему кажется из-за подавленных воспоминаний, детство. В этом бесконечном бегстве за иллюзией беспомощный герой теряет себя. Буквально поменявшись оптикой с бомжом (происходит обмен люксовых очков на бинокль), он сначала лишается обуви с пиджаком, потом автомобиля, а затем рассудка и самоуважения. Птицы смеются над ним, собаки лают, а персонаж Кейджа ищет мертвую крысу, чтобы съесть ее...

В этой половине фильма фанаты актера будут пищать от радости и улыбаться, ведь Николас показывает все, за что его когда-то полюбили, бросая своего персонажа в гротеск, абсурд и драму одновременно. Кейдж, теряющий связь с реальностью, — услада для киноманских глаз.

«Забудьте об этом месте, оно просто не ваше», — говорят герою. Но серфер не слышит, ведь ему важно доказать другим обитателям пляжа, что он такой же, как и они: он «местный» и имеет право быть здесь и обрести слепое счастье с бокалом шампанского на балконе дома. В восприятии героем себя важны кривые зеркала — он постоянно видит в них свое размытое отражение.

Немаловажную роль в безумии героя играет его главный антагонист. Харизматичный предводитель банды серферов Скалли (сыгранный Джулианом Макмэхоном с его мерзковатой, но ослепительной улыбкой) и его последователи — гротескная пародия на современных «альфа-самцов». Их образы подчеркнуто токсично маскулинные: среди них популярен культ силы и доминирования, а мужчины «как моторы». Ритуалы этой секты с лекциями в стиле «серфер, страдай» опасны и разрушительны. Скалли ловко манипулирует толпой и главным героем, проповедуя путь мученика и жертвы ради обретения благополучия, подминая его силой под себя.

Атмосфера безумия

Финнеган вдохновлялся австралийским кино новой волны (фильмы 1970-х режиссеров Николаса Роуга, Питера Уира, Фреда Скеписи). Картинка «Серфера» зернистая, яркая и насыщенная, а испепеляющая жара будто переходит с экрана в зал кинотеатра. В фильме изобилуют крупные планы и оригинальные монтажные склейки. Камера оператора Радослава Ладчука то и дело совершает драматичные наезды. Важную роль в создании удушающей атмосферы играют звуки — от жужжания насекомых до громкого гогота толпы.

Если думаете, что этот фильм сведет вас с ума и не даст никаких логических ответов на поставленные вопросы, — не бойтесь. Как только Николас Кейдж наконец-то окажется в воде, многое встанет на свои места.

Шура Митина
ВК49865