кино

«Золушка», которую вы не покажете детям: рецензия на фильм «Гадкая сестра»

Это грустная сказка про девушку, которая хотела стать лучшей версией себя
Кадр из фильма «Гадкая сестра»
Кадр из фильма «Гадкая сестра»

Кинематограф успел подарить миру разные хоррор-переосмысления наивных детских сказок, на которых мы росли. Винни-Пух и его друзья превратились в безжалостных убийц, Питер Пэн — в маньяка, похищающего детей, а в «Красной шапочке» Кэтрин Хардвик волк-оборотень истреблял всю деревню. Норвежская дебютантка Эмили Блихвельдт превращает в феминистический боди-хоррор сказку «Золушка» — и делает это с блеском, перьями и кровью. Ее фильм «Гадкая сестра» выходит в прокат в России 5 июня, но мы уже его посмотрели и теперь рассказываем, почему эта картина стоит внимания. Традиционно — за спойлеры извините.

О чем «Гадкая сестра»?

Представьте, что сказку о трудолюбивой сироте, потерянной туфельке и счастье в объятиях принца рассказывает та самая «уродливая» сводная сестра, которая все это время была на вторых ролях. Самые неприятные аспекты истории вылезают наружу, ведь теперь в центре внимания Эльвира (Ли Мирен). Ее мать Ребекка (Ане Даль Торп) выходит замуж за отца красавицы Агнес (Ти Софи Лох Несс), который скоропостижно умирает на собственной свадьбе, упав лицом в торт. Несчастная вдова обнаруживает, что у того за душой почти не осталось средств к существованию. Единственная возможность обрести благополучие — выдать замуж за принца Джулиана (Исак Калмрот из «Абсолютного зла») свою старшую дочь, которая грезит о счастье с этим красавчиком. Эльвиру даже собственная мать считает дурнушкой, но девушка готова на все, чтобы заполучить его любовь на грядущем балу. В ход пойдет даже топор.

Казалось бы, при чем тут «Субстанция»

Тема погони за красотой и молодостью уже наделала шума совсем недавно, когда вышел боди-хоррор Корали Фаржа. Смеясь, ужасаясь и плача, мы смотрели за тем, как страдает героиня Деми Мур в мире, где мужчины решают, когда женщине«выходить в тираж. «Гадкая сестра» переносит вариацию темы в мрачный сказочный сеттинг с замками, принцами и смешными париками. Но неизменным остается процесс трансформации тела, который идет от непринятия себя из-за навязанных обществом мизогинных стандартов и объективации женщины.

Тихий боди-хоррор как фем-манифест: какой получилась «Субстанция» с Деми Мур
Тихий боди-хоррор как фем-манифест: какой получилась «Субстанция» с Деми Мур

Это не просто история о том, как хорошая девочка перекраивает себя, чтобы завоевать мужчину мечты. Вначале героиня меняет внешность будто бы для ее соответствия внутреннему миру, но постепенно мы видим, как много в Эльвире зависти и злости в адрес других, ненависти к себе. Девушка пытается соответствовать ожиданиям общества, которое активно дает понять, что с ней все не так. В одной из сцен она буквально подражает послушному песику, получая одобрение мужчин и собирая восторженные женские взгляды. Эльвира счастлива только в моменты, когда ее выбирают, когда она получает иллюзию любви и внимания, ведь даже собственная мать не дает ей этого просто так.

Кадр из фильма «Гадкая сестра»
Кадр из фильма «Гадкая сестра»

В противовес Эльвире интересен не такой яркий, но очень важный образ младшей сестры Альмы: она — сторонний наблюдатель, голос разума и независимости. Альма не слушает наставления матери, ее пугают и раздражают изменения сестры, но при этом она единственная, кто по-настоящему ее любит и принимает любой. Показательно, что именно эта героиня сменит платье на брюки и станет женщиной, которая способна в будущем все изменить, разрубая (буквально) связи с прошлым.

Мужчины в фильме подчеркнуто отталкивающие: они выбирают женщин, как на рынке, отпуская непристойные реплики в духе «ручонки не малы для их иглы» и облизываясь на тела. Лейтмотивом проходят стихи принца со словами «найди меня, девственница, найди меня быстро». Эту строчку постоянно повторяет Эльвира, которая верит, что в этих словах скрыт любовный смысл. Символичен также образ змеи, возникающий в стихах и обладающий весьма определенным неприятным подтекстом, которого наивная девушка не понимает.

Референсы и отсылки

Эстетика фильма возвращает зрителя в костюмированный абсурд «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса и заигрывает с «Марией-Антуанеттой» Софии Копполы, только идет по пути отвращения и черной комедии (да-да, фильм еще и смешной). Все иллюзорно счастливые моменты, когда героиня романтизирует будущее с принцем, по стилистике напоминают «Три орешка для Золушки» (зрители, которым в детстве довелось смотреть фильм по телевизору, сразу узнают референс).

Но что касается элементов боди-хоррора, как и многие современные представители жанра, создатели картины черпают вдохновение у Дэвида Кроненберга («Муха», «Автокатастрофа»). Зрителя ждет множество телесных испытаний: от ринопластики молоточком до пришивания накладных ресниц, которое визуально отсылает к знаменитой сцене из «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика. Трансформации тела здесь символизируют внутреннее разрушение. Героиня переживает унижения и боль, а финал заставляет зрителя задержать дыхание или закрыть глаза, ведь в версии сказки братьев Гримм были весьма кровавые детали.

Шура Митина
ВК49865