Как продвигается реформа власти

С момента принятия поправок к Конституции прошло уже несколько месяцев. Они существенно изменили структуру госуправления, перераспределив полномочия между основным ветвями власти. Тем не менее реформа власти не завершена, ведь депутаты и сенаторы все еще работают над перекройкой законодательства. Разбираемся, какие изменения уже вступили в силу, а какие еще предстоит рассмотреть.

Какие законы уже приняли

Некоторые законопроекты уже прошли все стадии принятия: Госдума и Совфед рассмотрели и одобрили их, президент поставил свою подпись, после чего законы опубликовали, и они вступили в силу. К ним относятся:

- изменения в порядке формирования правительства;

- расширение полномочий Госдумы;

- изменение полномочий Конституционного суда;

- введение новых требований к членам Совета безопасности.

Закон о правительстве

Принятые поправки усиливают роль Госдумы в формировании правительства. Теперь она должна одобрять кандидатуры премьера и федеральных министров. Исключение составляют лишь министры силового блока (Минобороны, МВД, МИД, Минюст и МЧС) и ФСБ. Их президент назначает напрямую после консультаций с Советом Федерации.

Впрочем, президент имеет право назначить правительство и без согласия Госдумы. Для этого она должны трижды отклонить предложенные им кандидатуры.

Новшества коснулись и процедуры отставки кабмина. Раньше президент не мог уволить премьера без роспуска правительства, теперь же он получает такую возможность. Госдума также может вынести правительству вотум недоверия, но последнее слово все равно останется за президентом — он может отправить правительство в отставку или распустить парламент.

Закон о Конституционном суде

Последние изменения в законе сократили численность КС с 19 до 11 судей (включая председателя и его заместителя). Кандидатам в судьи запретили иметь счета за рубежом, президент получил право отправлять их в отставку с одобрения Совфеда. Основанием для этого может стать поступок, порочащий часть и достоинство судьи, или другие обстоятельства.

Кроме того, судьям КС запретили разглашать информацию о рассматриваемых вопросах и публично высказываться о них. Они все так же смогут изложить свое особое мнение, однако теперь оно будет храниться вместе с протоколом заседания суда.

Конституционный суд получил и новые полномочия. Теперь он может блокировать исполнение решений иностранных и международных судов, если они противоречат Конституции. Он также имеет право приостановить работу над законопроектами, которые посчитает неконституционными.

Закон о Совбезе

Корректировки внесли и в закон «О безопасности». Они коснулись деятельности Совбеза. Так, его членам запретили иметь счета и вклады за рубежом (раньше ограничения касались лишь иностранного гражданства). Вместе с тем он получил право проводить консультации по кандидатурам министров-силовиков.

Какие законы рассматривает Госдума

Ряд законов, обеспечивающих поправки в Конституцию, все еще рассматривает Госдума. Большинство из них уже приняли в первом чтении, но есть и те, которые все еще находятся на стадии предварительного рассмотрения. В их число входят закон о Госсовете, поправки в закон о формировании Совфеда, а также новые правила избрания президентов и гарантии бывшим главам государства.

Закон о пожизненном сенаторстве

Законопроект меняет состав Совфеда. Если раньше в нем заседали исключительно представители регионов, то теперь к ним присоединятся 30 сенаторов, назначаемых президентом. При этом семь из них могут получить пожизненные места за особые заслуги в государственной или общественной деятельности. Пожизненными сенаторами также станут и экс-президенты (впрочем, они могут и отказаться от этого).

Новый проект также ужесточает требования к сенаторам — в Совфед не сможет попасть человек с судимостью по преступлениям средней тяжести (сейчас ограничение касается лишь тяжких и особо тяжких преступлений).

Госдума одобрила закон о пожизненном сенаторстве в первом чтении. Сейчас он находится на стадии внесения поправок.

Закон о гарантиях экс-президентам

В нынешнем виде законопроект наделяет экс-президентов полной неприкосновенностью. Это значит, что их нельзя будет арестовать, обыскать или допросить, а также привлечь к административной или уголовной ответственности. То же самое распространится и на их родственников, и имущество.

Лишить экс-президента неприкосновенности может Совет Федерации. Для этого Госдума и Верховный суд должны обвинить его в госизмене или тяжком преступлении, а Конституционный суд вынести заключение, что обвинение выдвинули в правильной форме.

Поправки в закон о гарантиях также прошли лишь первое чтение Госдумы.

Закон о Госсовете

Новый закон будет определять статус, полномочия и состав Госсовета, который станет новым конституционным органом.

Основной задачей Госсовета будет обеспечение согласованного функционирования органов публичной власти. В его ведении будут приоритетные цели развития, государственное строительство и отношения между центральной властью и регионами. Председателем Госсовета будет президент, туда также войдут премьер-министр, председатели Госдумы и Совфеда, руководитель Администрации президента и главы субъектов. Президент сможет включить в него членов политических партий, входящих в Госдуму.

В тексте законопроекта есть и определение системы публичной власти: в нее войдут как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления.

Госдума приняла закон о Госсовете в первом чтении.

Закон о президентских сроках

Текущий закон «О выборах президента» дает возможность с перерывами избираться президентом неограниченное число раз. Новые поправки призваны исправить это, установив жесткие ограничения на президентские сроки (их будет всего два). Впрочем, у новых правил будут и исключения — для бывшего и действующего президента новые сроки будут отсчитываться с нуля.

Кроме того, законопроект уточняет требования к кандидатам в президенты: они должны быть не младше 35 лет и проживать в России 25 лет. Им запрещено иметь иностранное гражданство. Это положение имеет и обратную силу —президентом не сможет избираться человек, у которого такое гражданство было в прошлом.

В отличие от других проектов закон о президентских сроках еще не одобрили. Он находится лишь на стадии предварительного рассмотрения.