Bloomberg составил рейтинг самых востребованных вакцин от COVID-19
Для составления рейтинга журналисты использовали данные о количестве предзаказов и их распределение по регионам. Лидирует британский производитель AstraZeneca, показавший 70% эффективности вакцины. Российский препарат (92% эффективности) оказался лишь на седьмом месте.
Востребованность препаратов
В общей сложности британская компания AstraZeneca получила заказ на 3,2 млрд доз своей вакцины. Из них 300 млн отправятся в США, еще 505 млн — в европейские страны и более половины (2,4 млрд) — в другие регионы мира. Основным покупателем этого препарата будут страны с низким и средним уровнем дохода. Следующие в рейтинге:
▪️американская Novavax (1,4 млрд доз),
▪️Johnson & Johnson (1,3 млрд), объединившиеся Sanofi и Glaxo (1,2 млрд),
▪️американская Pfizer и немецкая BioNTech (1,1 млрд),
▪️Moderna (777,2 млн),
▪️российский «Спутник V» (537 млн) и еще 7 компаний.
Эффективность вакцин
Что интересно, вакцина AstraZeneca показала среднюю эффективность 70% по итогам промежуточных испытаний в Великобритании и Бразилии. Российский «Спутник V» продемонстрировал 92%, а американские Pfizer и Moderna — 95%. Ранее в ВОЗ заявляли, что для признания безопасной вакцина должна быть эффективной в 50% случаев.
Создатели отечественного препарата из Исследовательского центра им. Гамалеи считают, что большая эффективность нашей вакцины связана с тем, что в ней используется аденовирус человека, а не шимпанзе, как у AstraZeneca. Они предложили британским коллегам поделиться одним из двух своих аденовирусных векторов для доработки препарата.
Стоимость вакцины
Высокий спрос на вакцину от AstraZeneca обусловлен в первую очередь ее доступностью. Компания не планирует извлекать прибыль во время пандемии и будет продавать препарат по себестоимости, то есть за 4-5$ (300-380 рублей в зависимости от местных налогов и сборов).
Это в несколько раз ниже цен других американских производителей: Pfizer/BioNTech продает одну дозу за 19,5$, а Moderna — за 32–37$. Важно помнить, что для одного человека требуется введение сразу двух доз, что значительно увеличивает стоимость вакцинации.
Цена российской вакцины пока не известна, но в официальном аккаунте в Twitter неоднократно упоминалось, что препарат будет значительно дешевле аналогов от Pfizer/BioNTech и Moderna. Точный прайс обещают опубликовать в ближайшее время.
Удобство транспортировки
В Bloomberg отмечают, что востребованность вакцины AstraZeneca связана также с удобством транспортировки — препарат можно хранить и перевозить просто в холодильнике, в то время как вакцина Pfizer и Moderna требует заморозки.
Аналогично и российский «Спутник V» — он требует постоянного поддержания температуры минус 18 градусов и разморозки перед применением не более 30 минут.
Когда вакцины станут доступны
Bloomberg пишет, что препарат Pfizer станет доступен к середине-концу декабря, также как и вакцина AstraZeneca. В России «Спутник V» ожидают в регионах к концу года, правда, в небольших количествах. Отмечается, что производственные площадки внутри страны на экспорт работать не будут, а потому в 2021 году смогут удовлетворить внутренний спрос. Дополнительные объемы вакцины планируют производить и использовать в Индии, Китае, Южной Корее и Бразилии.