Флагман, дым и Сирия: история авианосца «Адмирал Кузнецов»
Сегодня авианосец «Адмирал Кузнецов» — не только военная единица, но и объект политических и технологических споров, символ непростой трансформации флота от СССР к современной России. «Известия» писали со ссылкой на источники, что модернизация и ремонт крейсера приостановлены, и ему может грозить утилизация. «Постньюс» решил вспомнить историю его создания и применения.
История создания авианосца «Адмирал Кузнецов»
Крейсер «Адмирал Кузнецов» — единственный корабль ВМФ России, способный поднимать в воздух истребители горизонтального взлета. Это не просто авианосец, а символ эпохи и живое воплощение амбиций советского, а затем и российского военного кораблестроения.
От «Риги» до «Кузнецова»
Строительство корабля началось 1 сентября 1982 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Судно сменило несколько названий — от «Риги» и «Леонида Брежнева» до «Тбилиси». Лишь с октября 1990-го оно стало носить имя прославленного в СССР адмирала Николая Кузнецова.
Инженерный прорыв
Проект разработали специалисты Невского ПКБ в Ленинграде. Впервые в СССР корпус формировали из крупных блоков весом до 1400 т, а полетную палубу оснастили трамплином — для взлета истребителей традиционной схемы (Су-27, МиГ-29, Су-25).
Первый взлет с авианосца
4 декабря 1985 года крейсер был спущен на воду. Уже 1 ноября 1989-го летчик-испытатель Виктор Пугачев впервые посадил на его палубу Су-27К — историческое событие для советского флота и авиастроения.
Спор за флагман
20 января 1991 года «Кузнецов» вошел в состав Северного флота. После распада СССР украинские власти попытались заявить на него права, но командиру Виктор Ярыгин удалось спасти корабль от захвата новыми властями. Там крейсер стал флагманом российского флота.
Крейсер был построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве — городе, который после 1991 года оказался на территории независимой Украины. Киев попытался заявить права на единственный авианосец постсоветского пространства.
Командир корабля Виктор Ярыгин, несмотря на давление и неопределенность, принял решение вывести «Кузнецова» из Севастополя в Мурманск. Именно там авианосец встал под российский флаг, став флагманом ВМФ России.
Позже этот эпизод стал символом того, как страна сохранила ключевой элемент своего флота в эпоху политического краха.
На вооружении — истребители
В 1992–1994 годах продолжались испытания вооружения и авиации. В 1993-м на «Кузнецов» начали поступать серийные Су-33 — корабельные истребители, ставшие основой авиагруппы.
Тактико-технические характеристики крейсера: гигант на воде и в небе
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — флагман российского флота и единственный корабль такого класса в ВМФ РФ — даже несмотря на возраст и проблемы с ремонтом.
Он остается одной из самых внушительных боевых единиц РФ (буквально), несмотря на возраст и проблемы с ремонтом.
Размер имеет значение
При длине 306 м, ширине палубы 72 м и водоизмещении свыше 59 тыс. т он способен брать на борт почти 2 тыс. человек. Автономность — до 45 суток. При скорости 29 узлов (54 км/ч) крейсер преодолевает 3 850 морских миль (7 130 км), а на экономичном ходу — до 8 417 миль (15 588 км).
Движение и энергия
Четыре паротурбины по 50 тыс. л.с. обеспечивают мощность и маневренность. Энергетику корабля поддерживают девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов по 1 500 кВт каждый.
Вооружение — не для парадов
На борту установлены:
- 12 ПУ ПКРК П-700 «Гранит» (дальность до 600 км);
- 24 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты);
- восемь модулей ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 тыс. снарядов);
- шесть установок АК-630 (30 мм);
противоторпедный комплекс «Удав-1».
Авиагруппа
На борту могут базироваться до 50 летательных аппаратов — 26 самолетов и 24 вертолета. Изначально крейсер нес Су-33, Су-25УТГ, Ка-27, Ка-29, Ка-31. С 2016 года проходят испытания МиГ-29К/КУБ и ударных вертолетов Ка-52К «Катран».
Сейчас авиакрылья базируются в Североморске, главной базе Северного флота.
Боевое применение
За десятилетия службы корабль успел стать как объектом национальной гордости, так и мишенью для скепсиса — от западных СМИ до собственных офицеров.
Первые походы
Уже через несколько лет после принятия в строй крейсер принял участие в первом походе в Средиземное море. В 1995 году шторм едва не стал фатальным: энергетическая установка дала сбой, и «Адмирал Кузнецов» оказался в аварийной ситуации. Спустя год экипажу пришлось обращаться за помощью к американским морякам — пресной воды не хватало, одна из систем водообеспечения вышла из строя. Эпизод описала The New York Times.
Следующий поход, запланированный на 2000 год, был отменен — вмешалась трагедия: затонул «Курск». Крейсер вновь отправили в ремонт, который растянулся до 2004-го. После восстановления корабль возобновил боевую службу — участвовал в учениях, выходил в Северную Атлантику и в 2007 году снова оказался в Средиземном море.
Апофеоз: сирийская кампания
Кульминацией карьеры «Кузнецова» стало прибытие в Сирию осенью 2016 года. 4 ноября авианесущий крейсер в составе группировки из шести кораблей (помимо него — «Петр Великий», БПК «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков», спасательный буксир «Николай Чикер» и танкер «Сергей Осипов») причалил к восточным берегам Средиземного моря. По словам британских военных, сопровождение было еще серьезнее — в состав группы могли входить три подлодки с крылатыми ракетами «Калибр».
«Адмирал Кузнецов» вышел из Североморска 15 октября. Поход сопровождался громкой международной реакцией: Испания отказала российским кораблям в заходе в порт Сеута, а генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выразил обеспокоенность возможными ударами по Сирии.
Дым коромыслом: образ или симптом
Особое внимание зарубежной прессы привлек густой черный дым, сопровождавший крейсер в Атлантике. Издание The Telegraph опубликовало фотографии, которые стали поводом для вопросов о техническом состоянии флагмана. Впрочем, бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов объяснил: мазут, используемый в качестве топлива, всегда создавал характерную «шапку дыма».
Тем не менее черный дым мог свидетельствовать и о неполадках в котельной установке — при форсаже топливо не всегда сгорает полностью.
Политика, а не только мощь
С военной точки зрения участие «Кузнецова» в сирийской кампании носило ограниченный характер: палубная авиация провела несколько боевых вылетов, но значимых стратегических успехов не добилась. Гораздо важнее оказался политический эффект — Россия продемонстрировала способность к проецированию силы за пределами собственных границ.
Корабль прошлого в поисках будущего
Сегодня «Адмирал Кузнецов» находится в ремонте, судьба которого вызывает опасения даже у российских военных. Тем не менее, он остается символом амбиций российского флота, воплощением попытки сохранить статус великой морской державы в XXI веке.
Путь «Кузнецова» — это не только история одного корабля. Это история страны, которая меняется, но все еще надеется удержать курс.
Современное состояние и последние новости
Крейсер уже несколько лет находится в затянувшемся ремонте.
Семь лет ремонта: ни дока, ни прогресса
Капитальный ремонт «Кузнецова» начался после затопления плавучего дока ПД-50 в 2018 году. Официально сообщается о замене энергетических установок, ремонте корпуса и модернизации авиагруппы. Но на деле корабль стоит у стенки 35-го судоремонтного завода в Мурманске — в том же состоянии, что и несколько лет назад.
Основной технической проблемой остается отсутствие подходящего дока. ПД-50, способный принять 60-тысячетонный крейсер, был безвозвратно утрачен, а его демонтаж завершился в 2022 году. Альтернатива в виде крымского предприятия «Зализ» оказалась не готова — док не выдержал даже предварительных испытаний.
Возможная заморозка ремонта и растущие сомнения
Как сообщают «Известия» со ссылкой на источники, решение о прекращении восстановления рассматривается на фоне технических трудностей, устаревания оборудования и растущих затрат. По данным газеты, представители Главного командования ВМФ и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), уже обсуждают, имеет ли смысл возвращать крейсер в строй.
Изначально предполагалось, что «Кузнецов» вновь выйдет в море к 2022 году, однако с тех пор сроки неоднократно переносились. После возвращения из Средиземного моря, где корабль участвовал в российской операции в Сирии и потерял два палубных истребителя, началась масштабная модернизация. Она сопровождалась авариями и пожарами: в 2019 году во время сварочных работ загорелась ветошь, пропитанная мазутом — тогда погибли двое, еще 14 человек получили ожоги. Позднее сообщалось о новом возгорании, обошедшемся без жертв.
Между документами и реальностью
Противоречие между официальной стратегией и реальным положением дел становится все более очевидным. Согласно «Основам государственной политики РФ в области военно-морской деятельности до 2030 года», авианосные соединения должны присутствовать как в составе Северного, так и Тихоокеанского флота. Но сегодня ни одного готового корабля такого класса у России нет.
Между тем, модернизация «Кузнецова», изначально оцененная в 20 млрд руб., обернулась многолетним проектом с неопределенными результатами. Несмотря на попытки продлить срок службы крейсера на 20 лет, эффективность этих усилий вызывает все больше сомнений.
Теракт, который не случился
Летом 2024 года ФСБ сообщила о предотвращении попытки теракта на борту «Кузнецова», которую, по данным спецслужбы, готовили по заданию украинской разведки. Однако даже эта история не повлияла на темпы или цели ремонта: корабль продолжал оставаться у причала.