AstraZeneca воспользуется вектором «Спутник V» для доработки своей вакцины
На сегодняшний день вакцина против Covid-19, разработанная британской компанией AstraZeneca совместно с Оксфордским университетом, является самой востребованной в мире — предзаказ оформлен на 3,2 млрд доз.
Все дело в ее низкой цене, компания заявила, что не планирует извлекать прибыль во время пандемии и будет продавать препарат по себестоимости ($4-5 за дозу). Дополнительное преимущество — в удобстве транспортировки. В отличие от других вакцин она не требует заморозки.
Однако из всех лидеров гонки вакцина AstraZeneca показала самую низкую эффективность — всего 70% в сравнении с 95% у «Спутник V», Pfizer и Moderna. По оценке ВОЗ, этого достаточно (безопасной считают вакцину с эффективностью не ниже 50%), но компания решила препарат доработать. И в этом британскому производителю поможет отечественный Центр им. Гамалеи.
«Будем рады поделиться»
«Спутник V» и вакцина AstraZeneca относятся к одному типу — оба препарата созданы на основе аденовирусных векторов, в которые встроен белок SARS-CoV-2. Разница в том, что российский «Спутник V» использует сразу два разных аденовируса человека, а AstraZeneca создала лишь один, основанный на аденовирусе шимпанзе.
Александр Гинцбург, руководитель Центра им. Гамалеи, считает, что именно в этом заключается причина сниженной эффективности британского препарата:
«У них проблема — недостаточно высокая эффективность в эпидопыте. Ее, очевидно, надо поднимать, используя второй компонент, двукратную надо вакцинацию делать».
В конце ноября создатели российской вакцины предложили AstraZeneca поделиться одним из двух своих аденовирусных векторов и провести совместные испытания. В компании предложение приняли:
«Одна из проблем аденовирусных вакцин — существующий иммунитет к вектору, который не позволяет сформироваться эффективному иммунному ответу. Комбинация разных векторов способна нивелировать этот недостаток, повысить доступность препаратов и дать медикам альтернативные подходы к профилактике коронавируса», —отмечают в AstraZeneca.
Преимущества сотрудничества
Британская вакцина благодаря второму вектору станет эффективнее. Но для чего нашим исследователям нужен это тандем, если «Спутник V» в доработке не нуждается?
По словам эксперта Сергея Нетесова*, наша выгода здесь репутационная. AstraZeneca — мировой фармацевтический гигант (с колоссальным опытом в разработке и производстве препаратов). Сам факт сотрудничества уже говорит о серьезном отношении к отечественной разработке.
По оценке Bloomberg, российская вакцина находится на седьмом месте в рейтинге востребованности — есть запрос на 537 млн доз. В то же время глава РФПИ говорит о заинтересованности более 40 стран и заказе на 1,2 млрд доз вакцины.
Рейтинг востребованности вакцин по версии агентства Bloomberg
Для того чтобы обеспечить такое количество препарата, его производство будет осуществляться не только в России, но и в других странах ЕАЭС, в частности, в Беларуси и Казахстане. Также ведутся переговоры о возможном производстве в Индии, Корее, Бразилии, Аргентине, Египте и Нигерии.
В сравнении с AstraZeneca, «Спутник V» выигрывает в эффективности, но проигрывает в удобстве транспортировки, так как требует постоянного поддержания температуры минус 18 градусов и разморозки перед применением не более 30 минут.
*Сергей Нетесов — исследователь, заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии Новосибирского государственного университета.