Как новые санкции скажутся на российской промышленности?
22 декабря Минторг США ввел торговые санкции против России. В новый список попали 45 компаний – их посчитали угрозой для национальной безопасности США из-за явного и неявного сотрудничества с военными. Впрочем, пострадать может не только ВПК, но и вполне себе гражданские предприятия и проекты. Разбираемся, что представляют собой новые санкции и как они скажутся на российской промышленности.
Что означают торговые санкции?
Новые санкции против России и Китая представило министерство торговли США. Для этого оно внесло поправки в правила экспортного контроля, они регулируют отношения американских компаний с иностранными предприятиями. Теперь в них появился новый пункт – список «конечных военных пользователей» (military end users). Именно так ведомство определило компании, сотрудничающие с вооруженными силами.
Минторг США заявил, что новые санкции направлены на предотвращение использования американских технологий для «дестабилизирующих военных программ». Попавшим в список предприятиям ограничат экспорт товаров и технологий из США. Для сотрудничества с фигурантами списка, американским фирмам потребуются лицензии. Однако, власти США пока что не представили процедуру и правила их получения – вероятно, это озвучат позднее.
Новый список состоит из 103 предприятий: 58 китайских и 45 российских. Под санкции попали «Ростех», исследовательские институты «Росатома» и «Роскосмоса», предприятия авиапрома («МиГ», «гражданские самолеты Сухого», «Иркут», «Вертолеты России»); РКЦ «Прогресс»; судостроительная компания «Адмиралтейские верфи» и другие.
Не обошелся список и без странностей. В него включили государственные органы, которые не являются коммерческими предприятиями (СВР, Минобороны и Администрацию президента). Кроме того, некоторые компании из списка оказались продублированными: «Иркут» встречается в нем трижды, а Объединенная авиастроительная корпорация и Казанский вертолетный завод – по два раза. Таким образом, фактически список состоит из 41 компании.
Что ждет российские предприятия?
Комментарии крупных компаний по поводу санкций звучат оптимистично: в «Ростехе» уверены, что санкции станут дополнительным стимулом работать лучше; а глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин шутливо назвал их «плевком в самарский колодец».
В действительному ситуация может оказаться не такой радужной. Под ударом может оказаться не только оборонка, но и чувствительные отрасли промышленности – авиапром и судостроение, - которые до сих пор используют преимущественно иностранные комплектующие.
В авиационной промышленности основные риски ложатся на важный проект Магистрального самолета – 21 (МС-21), разрабатываемого «Иркутом». В прошлом его исполнение неоднократно затягивалось – в 2019 году серийное производство самолета отложили на год из-за ограничений на поставки композитных материалов, а в 2020 году иностранные компании отказались поставлять российскому авиапрому микроэлектронику. В результате МС-21 запустят в лучшем случае в 2021 году, а из-за новых санкций старт производства могут снова отложить.
Не лучше ситуация обстоит и в судостроении. Российские проекты до сих пор состоят из иностранных комплектующих на 65-95%, а из-за политики импортозамещения судостроительные заводы срывают сроки заказов. «Адмиралтейские верфи» еще в августе отставали от графика по производству рыбопромысловых судов на шесть месяцев. Из-за санкций ситуация может ухудшиться еще сильнее.
Пострадать от санкций могут не только российские, но и американские компании из-за включения в санкционный список «ВСМПО-Ависма», которая поставляет титан крупным компаниям, вроде Boeing.