Кульминация деофшоризации: как власти борются с выводом капиталов
Утечка капиталов в иностранные офшоры долгое время была настоящим бичом для российской экономики. Несмотря на усилия властей, бегство средств за рубеж ежегодно лишь увеличивалось. В 2020 году политика деофшоризации, кажется, достигла кульминации – Россия начала пересматривать налоговые соглашения с другими странами и закрывать оставшиеся лазейки для вывода капиталов за рубеж. Какими маневрами компании выводят активы за рубеж? Что делают с этим власти? И самое главное – сможет ли бизнес нанести ответный удар? Разбираемся.
Как российские капиталы оказываются в офшорах
Выводить деньги в офшоры напрямую – затея невыгодная. У России с ними нет налоговых соглашений, поэтому при переводе денег туда бизнес должен платить государству 15-20% налогов.
Чтобы не платить их, компании пользуются различными схемами. Здесь им на помощь приходили соглашения об избежании двойного налогообложения с другими странами, которые предусматривали льготные ставки.
В результате появилась трехступенчатая схема вывода средств в офшоры. Выглядит она так: между находившимся в офшорах конечным бенефициаром и зарегистрированной в России компанией появлялось третье звено – транзитная фирма, зарегистрированная в зарубежной стране, которая заключила налоговое соглашение с Россией. Компания в России платила дивиденды по акциям (или проценты по кредиту) собственнику (кредитору) в транзитную зону по льготным ставкам, а тот переводил их в офшоры конечному бенефициару.
Благодаря такой схеме бизнес мог выводить из России крупные суммы. По оценкам Минфина, с 2017 года через одни только Нидерланды из страны утекло примерно 1,2 триллиона рублей. При этом компании платили лишь 5-10% налогов по дивидендам, а при выводе средств через проценты от кредитов могли и вовсе довольствовались нулевой ставкой.
Как власти борются с этим
Российские власти уже давно борются с выводом средств за рубеж. В 2015 годы налоговики стали применять концепцию фактического получателя дохода (ФДП) – она позволила отменять льготы компаниям, созданным исключительно для экономии на налогах. Такая тактика сработала и многие фирмы отказались держать холдинги за рубежом – это стало просто невыгодно.
Помимо кнутов были и пряники, вроде офшорных амнистий (всего их было три). В 2018 году в России создали свои офшоры — специальные административные районы (САР) с льготными налоговыми ставками.
Новую главу в борьбе с офшорами открыл Владимир Путин – в марте он предложил повысить налоги на вывод средств по процентам и дивидендам до 15%. Предполагалось, что эта мера увеличит приток денег в бюджет и поможет восполнить потери из-за пандемии COVID-19.
Для этого Россия начала пересмотр налоговых соглашений с зарубежными странами. Мальта, Люксембург и Кипр уже согласились на корректировку. Переговоры с Нидерландами продолжаются до сих пор (и грозят полным разрывом налогового соглашения). Вице-премьер Алексей Оверчук сообщал о планах пересмотреть договоры со Швейцарией и Гонконгом.
Насколько оправдано повышение налогов
Повышение налогов выглядит логичным шагом, но в этой мере есть и недостатки. Так, оно затронет не только тех, кто переводит деньги в офшоры, но и вполне добросовестные компании – например те, которые создавались для инвестиций за рубежом. Для них изменения сулят лишь повышение налоговой нагрузки и снижение инвестиционной привлекательности.
Другие опасения возникают из-за возможного разрыва налоговых соглашений. В первую очередь это касается Нидерландов, которые являются популярной транзитной зоной для крупных российских компаний, в том числе и для тех, в которых участвует государство – через них структурированы Yandex, X5 Retail Group (в нее входят сети «Перекресток» и «Пятерочка»), Gazprom International и другие.
При разрыве соглашения налоги для них повысятся с 5% до 15% по дивидендам и с 0% до 20% на проценты и роялти (пассивный доход от пользования товарными знаками, патентами и т.д.). Такой резкий рост может навредить не только компаниям, но и экономическим интересам России.
Что может предпринять бизнес
Несмотря на сужение пространства для маневра, у бизнеса все еще остаются способы сэкономить на налогах.
Самым простым решением может стать переезд в страны, с которыми Россия не будет менять налоговое соглашение. Такой способ может оказаться довольно затратным – некоторые страны, вроде Нидерландов, требуют заплатить «налог на эмиграцию» по прибыли со всех реализованных активов.
Кроме того, компании все еще могут воспользоваться «сквозным подходом» — заявить, что конечным получателем прибыли является налоговый резидент России и признать все остальные фирмы в цепочке транзитными. В таком случае они могут рассчитывать на налоговую ставку 0-13%. Впрочем, скоро и эта лазейка закроется.
Другим вариантом является изменение схемы вывода средств за рубеж. Например, через увеличение выплат роялти, которые не облагаются налогами. Корректировки соглашений не затрагивают эту схему, поэтому она остается актуальной.
Наконец, для экономии средств бизнес может просто переехать в Россию - в САР действуют привлекательные условия, вплоть до нулевых налоговых ставок. Полному переезду есть и альтернатива – регистрация иностранной фирмы налоговым резидентом в России.