Как 2020 год изменил привычки россиян

События 2020 года сильно повлияли на мироощущение россиян. Эпидемия, новые правила, ограничения и самоизоляция заставили нас отказываться от старых, уже проверенных моделей поведения и искать им замену. Какие из новых привычек останутся в нашей жизни, а какие исчезнут вместе с пандемией, пока неясно. Одно можно сказать наверняка — к «доковидной нормальности» мы уже не вернемся. Как пандемия изменила нашу повседневность? Разбираемся.

Здоровье — прежде всего

Пожалуй, сильнее всего пандемия изменила наше отношение к здоровью. Изменить свое поведение людей заставили как сам COVID-19, так и новые правила, которые уже прочно вошли в повседневность.

Опросы ВЦИОМ показывают, что 52% россиян стали чаще носить маски, а 38% стараются соблюдать социальную дистанцию. Изменилось их отношение и к личной гигиене: по данным компании Essity большинство старается чаще мыть руки (90%), регулярно пользоваться антисептиками (85%) и реже прикасаться к поверхностям голыми руками (67%).

Закономерным следствием растущей заботы о здоровье стал рост спроса на услуги медицинских лабораторий (по данным СберИндекса число их клиентов выросло на 421%) и телемедицину (на такие услуги спрос удвоился). Кроме того, россияне стали закупать больше медицинских гаджетов, особенно пульсоксиметров — приборов для измерения уровня кислорода в крови.

Новые привычки едва ли скоро покинут нас. Более половины респондентов Essity надеются продолжать работать на «удаленке» из соображений безопасности, а 46% намерены избегать общественного транспорта и после окончания пандемии.

Домашний спорт

Усиленная забота о собственной безопасности будет еще долго сказываться на самых разных аспектах нашей жизни — например, на занятиях спортом. Если раньше россияне старались проводить время в спортзалах, то теперь из-за опасений заразиться они не спешат возвращаться туда и предпочитают заниматься дома.

В результате выручка фитнес-центров упала примерно на треть, а вот продажи спортивных товаров и специального питания, наоборот, выросли — на 24% и 14%. Кроме этого, россияне стали охотно приобретать спортивные гаджеты и посещать онлайн-тренировки (на самоизоляции удаленные тренировки World Class смотрели по миллиону человек в день.)

Изменились и цели занятий спортом. В доковидную эпоху люди ходили в спортзал, чтобы выглядеть красивее. Сейчас это уже не так актуально, ведь на первый план вышли здоровье, отдых и снятие стресса.

Цифровые развлечения

Самоизоляция лишила нас большинства развлечений. Из-за этого люди стали коротать досуг в онлайне, а за ними потянулась и вся индустрия развлечений.

Результат налицо: на 2020 год пришелся расцвет интернет-сервисов. Больше всего от пандемии выиграли, конечно же, онлайн-кинотеатры - их выручка только за первое полугодие выросла до 18,6 миллиарда рублей (+56%). Мобильные игры также оказались на подъеме, число их скачиваний увеличилось на 45%. Свою нишу заняли и онлайн-концерты - один только VK Fest посмотрели более 41 миллиона зрителей.

Дешевизна и доступность онлайн-развлечений пришлись россиянам по душе, и привычка цифрового досуга совершенно точно останется с нами надолго. Доказательство тому - незавидная судьба кинотеатров, которые большинство людей (75%) так и не посетили даже после снятия ограничений.

Осознанный шопинг

Эпидемия не могла не сказаться и на любимом занятии многих людей — шопинге. И нет, россияне не стали покупать меньше — как и многое другое, походы в магазин переехали в онлайн. В результате доля рынка электронной торговли выросла с 6% до 10%, а выручка онлайн-магазинов увеличилась почти на 20%.

Впрочем, любовь к походам в торговые центры тоже никуда не делась. Россияне продолжают шопиться вживую, но делают это по-другому. Если раньше бесцельное шатание по магазинам было обычным дело, то теперь люди идут туда с конкретной целью и стараются проводить в них как можно меньше времени. «Пришел-увидел-купил» — именно так выглядит новый паттерн поведения.

Владельцы торговых точек тоже заметили изменения. Они отмечают увеличение конверсии магазинов — их стало посещать меньше людей, зато увеличилось число тех, кто уходит оттуда с покупкой.

Своя еда

Пандемия повлияла на все, даже на наши гастрономические привычки. Согласно исследованию

Согласно исследованию Hotpoint и Lexis Research за время пандемии 57% людей стали тщательнее составлять списки покупок, 50% теперь рациональнее относятся к их хранению, а 46% изменили рацион питания на более здоровый.

Результаты исследования показали, что у пандемии были и положительные стороны. Так, она позволила россиянам чаще обедать и ужинать со своими близкими, а также заново открыла у них любовь к кулинарии. Люди стали активно готовить, изучать новые рецепты и даже придумывать свои собственные.

Впрочем, кулинарными экспериментами дело не обошлось — вместе с ними у россиян пробудилась и страсть к самогоноварению. Об этом говорит рост продаж самогонных аппаратов: «Яндекс.маркет» зафиксировал рост спроса в два раза, а Ozon — в целых 13 раз. Данные Wildberries демонстрируют рост продаж товаров для настойки горячительных напитков: сахара (в пять раз), дрожжей (в 42 раза), спиртометров (в 19 раз) и травяных сборов (в восемь раз).