От кричащих 90-х к нынешнему застою: почему музыка оказалась в тупике
Иконами музыки 90-х были молодые ребята, которые записывали на кассеты свои эксперименты со звуком и дарили слушателям эмоции на больших уличных концертах. Однако сейчас лидерами музыкальной индустрии становятся те, кто наиболее удачно адаптирует тренды прошлого под виральный формат. Разбираемся вместе с экспертом, почему соцсети привели музыкальную индустрию к застою.
Почему 90-е кажутся последним расцветом музыкальной индустрии
Несмотря на большое количество новой музыки слушатели все чаще выбирают «классику» или песни, вдохновленные прошлым. Преподаватель словесности и участник группы «ГЧК» Сергей Гейченко в разговоре с «Постньюс» заявил, что 90-е — последнее время, когда активно создавался новый звук.
Он отметил, что люди все больше ностальгируют по уже существующим стилям, хотя новые инструменты и технологии должны были открыть больше возможностей. Все потому, что, когда люди смогли писать любую музыку, они перехотели придумывать новую. Тенденцию подкрепляет исчезновение физических носителей, взаимодействий с настоящими инструментами, которых аудиторию лишила медиаиндустрия, преобразующая любой продукт в контент.
90-е — время праздника “победы над СССР”. У нас было страшно жить (пусть и свободно), а в англоязычном мире разлились беззаботность и вера в вечное торжество. Изобилие, худые манекенщицы, новые синтезаторы, которые еще не стали универсальными библиотеками всех тембров, постмодерн, победа разных форм поп-арта. Вокруг девяностых был сад земных наслаждений, ведь казалось, что до военных конфликтов и экономических угроз развитию культуры еще далеко
一 Сергей Гейченко, преподаватель словесности и участник группы «ГЧК»Как менялась индустрия после 90-х
Эксперт подчеркнул, что музыкальная индустрия сегодня работает через рекомбинацию старых элементов. Главной ценностью стало желание подходить под все стандарты одновременно, чтобы угождать массовой аудитории и следовать навязанным корпорациями идеалам.
Хочешь — будь ретроманом, хочешь — поклонником полетов в космос, но лучше — все сразу
一 Сергей Гейченко, преподаватель словесности и участник группы «ГЧК»Гейченко заметил, что одной из причин ностальгии по всему «старому» стало желание избавиться от страха перед будущим, который вызван напряженной обстановкой в мире. Из-за этого слушатели предпочитают уже знакомых им Меладзе и Чайковского.
«Поэтому главные песни 20-х будут успокоительными», — заключил эксперт. Он сравнил это явление с модой на тру-крайм: ужастики стали больше расслаблять людей, несмотря на пугающее содержание.
Почему 20-е называют эпохой застоя в музыке
Музыкальный эксперт считает, что главное проявление застоя — отсутствие собственного звукового почерка у нынешней эпохи. Гейченко отметил, что сейчас в музыке нет новых тембров и способов создания звука.
Он считает, что все изменения в индустрии свелись к обработке семплов. Виральные треки появляются из забавных фраз, стука банок, скрипящих шкафчиков и других звуков быта. Эксперт подчеркнул, что при этом такие песни не работают без сопровождающего их видеоконтента.
Гейченко также заявил, что у тренда на ИИ в индустрии появилась и обратная сторона. «Скоро снова будет цениться акустическая и по-человечески кривоватая музыка. Это обнадеживает», — объяснил эксперт.
Как на застой повлиял постмодерн
Постмодерн — одно из естественных состояний культуры, которое пришло на смену модернизму во второй половине XX века. Если модерн выражается в прогрессе и поиске новых форм, то постмодерн как бы останавливает развитие музыки, играя со старыми образами. Его главные приемы — цитирование прошлых трендов, ирония, бесконечное смешение жанров и поп-культурные отсылки. Ремиксы и каверы, например, можно назвать продуктом постмодерна.
Именно в 20-х музыкальная индустрия плотно вошла в этот культурный период: вместо внедрения новых идей и технологий аудитория пришла к зацикленности на ностальгии, переработке архивных трендов, которые теперь приобретают вид мемов, а не открытий.
Эксперт пояснил, что основным следствием эпохи постмодерна, которая установилась в музыке 20-х, стало понятие метавселенной. Это пространство, где может быть «что угодно». Поэтому во вседозволенности, подкрепленной свободой и темпом соцсетей, потерялась искренность — главное сокровище любого творчества.
«Постмодерн был делом искусства, а стал инструментом рынка», — заключил он.
На каких музыкальных сценах пробуют новое
По словам эксперта, новой индустрией в российской музыке постепенно становится андерграунд. Он также подчеркнул, что границы этого направления уже успели размыться: многие группы перешли из статуса «для своих» просто в качественные нишевые проекты.
При этом Гейченко считает, что несмотря на популяризацию андерграунда в топы пробиваются только песни-мемы, а задерживаются надолго лишь выверенные, очень строго устроенные композиции. Эксперт также подчеркнул важность «воспитания» слушателей для изменения музыкальных трендов.
Если мы хотим, чтобы народ слушал и сложное, и острое, то нужно работать над школьным музыкальным образованием и устраивать множество хоров, как в начале прошлого века. Но вряд ли это выполнимо
一 Сергей Гейченко, преподаватель словесности и участник группы «ГЧК»Что ждет индустрию в будущем
Эксперт ожидает, что основой для изменений в музыкальной индустрии станут социальные трансформации, которые не будут носить динамичный характер.
Нейросетевой контент станет основным для масс, но концерты будут востребованы. Возможно, станут популярнее акустические и гибридные выступления, физические носители и прочие штуки, настраивающие на подлинность и искренность
一 Сергей Гейченко, преподаватель словесности и участник группы «ГЧК»Он считает, что скоро в моду вернется музыка из кейгенов: апогеем ностальгии по прошлому станут звуки из старых игр и реклам, а главной единицей музыкального материала будет мем. По словам эксперта, «короли» поп-сцены и герои шансона также сохранят свое место. «Будет формироваться новый андерграунд, еще “андерее”», — заключил Гейченко.