Работа с хирургической точностью: как реставрируют Останкинский дворец
К работам по восстановлению Египетского павильона привлекли сотни мастеров, что позволило быстро привести в порядок строение. Главное здание усадьбы и Итальянский павильон сейчас находятся в активной фазе реставрации. Рассказываем об истории дворца и особенностях работ по его восстановлению.
Что известно об Останкинском дворце
Когда построен: конец XVIII века
Останкинский дворец входит в ансамбль одноименной усадьбы вместе с церковью Троицы второй половины XVII века и частью когда-то большого парка. Сегодня это объект культурного наследия федерального значения и признанный шедевр деревянной архитектуры. Дворец состоит из театра с парадной анфиладой и картинной галереей, Итальянского и Египетского павильонов. Первый расположен в восточной части комплекса, второй — в западной.
Этот дворец пережил пожар 1812 года, революции, Великую Отечественную войну практически в неизменном виде и сохранил аутентичную обстановку и интерьеры. Сейчас он обретает былой шик — сохранение и восстановление объектов культурного наследия входит в число приоритетов московских властей.
Как преобразился Египетский павильон
Специалисты демонтировали зеркала, статуи, элементы убранства, окна, двери, паркет и лепнину. Стены оголяли до исторической штукатурки, разобрали деревянный сруб, привели в порядок балки, лаги, доски и колонны, отреставрировали крышу и воссоздали историческую отделку.
Над реставрацией павильона работали сотни художников, краснодеревщиков, лепщиков, плотников и столяров. Им удалось восстановить более 700 кв. м деревянных паркетов, искусственный мрамор, двери с позолоченной и посеребренной резьбой и другие элементы декора.
Интересные факты о реставрации дворца
- Каждую стену Египетского павильона во время реставрации буквально вывешивали в воздухе историческим способом, страхуясь, современными металлическими конструкциями.
- Работы ведутся с помощью шприцев и скальпелей. Степень подлинности останется на уровне 70–95% — настоящая хирургическая точность, тем более для деревянного памятника.
- Все гвозди, которые вытаскивают при реставрации, возвращают на то же самое место вплоть до сантиметра. Современные кованые гвозди тоже применяются, но не более 10% от общего количества.
- При реставрации паркета утраты восполняют старым (не младше 100 лет) деревом, поскольку оно лучше себя ведет при соединении со старым материалом.
- В Итальянском павильоне не роспись, как может казаться на первый взгляд, а сохранившиеся в хорошем состоянии обои, выполненные в технике ксилографии. Использовано не менее 25 цветов, для каждого вырезали трафареты, печатали обои вручную.