В свете последних событий, подробно рассказываем, как борются с лавинами
К сожалению, в этом году у этой статьи печальный фон — уже 2 смертельные лавины сошли возле Норильска и на Домбае. Одна из них произошла при непосредственном участии противолавинных средств, в обычной ситуации призванных жизни спасать.
Не будем конкретно разбирать этот случай до конца официального расследования, а изучим, какие вообще используются методы и как они работают.
Для начала упомянем про так называемые пассивные методы. Они призваны хоть как-то противостоять самопроизвольно сходящим лавинам. Это различные сетки, дамбы, стенки, снегосдувающие дюзы и прочие конструкции, которые тормозят снежный поток или уводят его в безопасном направлении. Но не про это вы хотели узнать, не правда ли?
Есть методы активные, когда сход лавины вызывают до того, как снежный карниз вырос до огромных размеров и сошел самостоятельно.
Должно быть, если вы посещали современные горнолыжные курорты, то вы замечали странные трубы, торчащие из скал и загнутые к низу? Это система Gazex, разработанная и запатентованная французами несколько десятилетий назад. Состоит она из газгольдеров, в которых хранятся кислород и пропан, насосов и вот этих вот труб как раз. По пять штук на один резервуарный пункт.
Все работает автоматически, а трубы устанавливаются на самые потенциально опасные участки склона. В определенный момент к торчащим трубам подводится кислород и пропан в пропорции 1 к 6, смесь самовоспламеняется, детонирует. Непосредственно продукты взрыва направляются трубой в самое-самое лавинное место, а взрывная волна задевает близлежащие участки.
Как уже сказано, эта система капитальная, но погода в горах — дело непредсказуемое. Снег может скопиться в местах, недоступных французской системе. Есть и другие способы.
Например, можно подвесить под вертолёт специальный крепкий конус со смесью кислорода и водорода, прилететь к нужной зоне и произвести взрыв на высоте в несколько метров над снегом. Такая технология запатентована под названием Daisy Bell.
Самый брутальный способ, конечно, это старая гаубица или зенитка, снятая с вооружения. Снятая не потому, что поломалась из-за возраста, а из-за того, что они стали архаичными и не применимыми в современной войне (хотя, например, в 2004 году армия США отозвала 105-миллиметровые гаубицы M119 «из запаса» на двух курортов прямиком в Ирак).
А вот давать залп по горам — вполне способна. Не будем вдаваться в оружейные подробности слишком глубоко, но нужна именно гаубица, так как стреляет по навесной траектории, довольно высоко и далеко (а зенитка вообще способна стрелять в «зенит», по самолетам). Пушка стреляет более полого, а миномет, наоборот, запускает снаряд высоко, но на недостаточное расстояние.
В России раньше «на вооружении» Росгидромета, точнее его противолавинной службы, в основном, стояли 100-мм зенитные пушки КС-19 с примерно 15-килограммовыми снарядами (в войсках «служили» с 1949 года).
Их максимальная дальность стрельбы достигает 21 километра. В последние годы к ним добавились 122-мм гаубицы Д-30. Их снаряды могут превышать массу в 20 килограмм. Принят на вооружение в Красную армию этот «монстр» в 60-м. Только дальность у этой гаубицы поменьше: чуть более 15 километров.
Но полевая артиллерия — все-таки слишком брутально, да и сложно в обращении. И опасно. Поэтому часто используются пушки пневматические, которые стреляют километра на два снарядом килограмма в полтора. Это гораздо слабее гаубицы, но такой пушкой и стрелять можно чаще, и потенциально «огневую позицию» можно менять гибче.