Чего ждать от Джо Байдена
Сегодня Джо Байден вступил в должность президента США. Во время выборов 78-летний политик старался казаться прогрессивным: при Байдене правительство впервые достигнет гендерного равенства, вице-президентом впервые станет темнокожая женщина, а открытый гей — федеральным министром. Впрочем, состав кабмина все равно разочаровал его сторонников. Почему Байдена называют «президентом транзита»? Какую роль сыграет Камала Харрис? И как все это скажется на отношениях США с Россией? Разбираемся.
Команда Байдена: прогрессивные консерваторы
Джо Байден представляет свой кабмин как самый прогрессивный из всех — по его словам, впервые американское правительство будет сформировано по принципу гендерного равенства, а большинство постов достанется представителям национальных меньшинств.
На деле команду избранного президента едва ли можно назвать такой уж выдающейся. В ней нет громких и узнаваемых персоналий, а большинство назначенцев являются кадровыми бюрократами, которые занимали вторые-третьи позиции при предыдущих администрациях.
Особое место в новом правительстве заняли «старички» из команды Барака Обамы. Пост Госсекретаря займет Тони Блинкен, который был советником Байдена в бытность его вице-президентом, а его замом станет бывшая представитель Госдепа Виктория Нуланд (именно она раздавала печеньки протестующим на Майдане в 2014 году). В администрацию вернется и бывший Госсекретарь Джон Керри — он станет спецпредставителем президента по климату.
Американские СМИ считают, что эти назначения укладываются в консервативный стиль Байдена и говорят о его желании обеспечить себе стабильное президентство. С этим согласен и программный директор РСМД Иван Тимофеев.
Все эти люди работали в демократической администрации Обамы и работали вместе с Байденом, когда тот был вице-президентом. Поэтому ничего удивительного в том, что он выбирает людей, которых знает, доверяет, с которыми хочет работать
一 Иван Тимофеев, программный директор РСМДПодобная выборка удовлетворила истеблишмент, однако прогрессивные либералы, обеспечившие Байдену победу на выборах, остались разочарованы. The New York Times отмечает, что главной причиной их недовольства являются консерватизм администрации Байдена и опасения, что такое правительство не сможет претворить в жизнь обещанные президентом реформы (повышение минимальной зарплаты, бесплатное образование, доступное здравоохранение и т.д.).
Слабые министры, сильный вице-президент
Вице-президент Камала Харрис сильно выделяется на фоне остальных представителей команды Байдена. Она уже заслужила место в истории как первая женщина и первая афроамериканка, занявшая это кресло. В отличие от Джо Байдена, у Камалы Харрис почти безупречная репутация. Кроме того, она конкурировала с Байденом на праймериз демократов, что дает ей политический вес.
С таким набором Харрис выглядит как «Хиллари на стероидах», и не случайно. Многие считают, что именно она станет преемницей Байдена и пойдет на выборы вместо него в 2024 году — самому Байдену на тот момент будет уже за 80, поэтому он может отказаться идти на второй срок.
На появление спекуляций повлиял и сам Байден, заявив, что согласовывал с Харрис каждое назначение в новом кабмине.
Британская газета The Guardian уверена, что Байден будет «президентом транзита» и передаст эстафету новому поколению демократов — Камале Харрис или Питу Буттиджичу, который может занять пост министра транспорта (и стать первым открытым геем в правительстве). Источники издания POLITICO из окружения Байдена также назвали Харрис «спящим президентом», утверждая, что назначение в администрацию невыразительных технократов призвано расчистить дорогу для ее выдвижения в президенты.
Президент действительно нередко номинирует кандидатуру вице-президента на выборы. Поэтому исключать такой сценарий мы не будем, но и предопределять его тоже нельзя
一 считает, Иван Тимофеев«Без ожиданий»: какими будут отношения США с Россией
В России к Байдену и его команде относятся весьма скептично. Поводом для этого послужила предыдущая деятельность — Байден курировал украинское направление в администрации Обамы после Майдана, поспособствовав ухудшению российско-американских отношений. Его сын, Хантер, сохранял тесные связи с Киевом и продолжал вести дела с ним и после ухода отца с поста вице-президента.
Масла в огонь подливали и нынешние заявления Байдена — во время избирательной кампании он называл Россию «самой большой угрозой для США».
Масла в огонь подливали и нынешние заявления Байдена — во время избирательной кампании он называл Россию «самой большой угрозой для США».
Владимир Путин отметил, что Россия уже работала с многими людьми из команды Байдена и поэтому не ждет никаких неожиданностей. Глава МИД Сергей Лавров также не увидел предпосылок для изменения политики США в отношении России, но заметил, что «манеры будут чуть-чуть более вежливыми». С Лавровым согласился и его заместитель Сергей Рябков — в интервью «Интерфаксу» он выразил мнение, что России не следует ждать ничего хорошего от Байдена.
Иван Тимофеев уверен, что команда Байдена не привнесет ничего нового в российско-американские тношения. Позитивные подвижки стоит ждать разве что по договору СНВ-3, но в целом риторика в отношении России ужесточится. По его словам, главными раздражителями в двусторонних отношениях могут стать права человека, демократия, Навальный и Украина.