Lacoste, Fred Perry, Chanel — как зарождалась спортивная одежда. В специальном материале ко Дню спортивок

22 января — международный день спортивных штанов. К празднику мы решили рассказать о том, как появилась первая спортивная одежда. Ее полуторавековая история включает в себя борьбу женщин за право носить штаны, создание бизнес-империй и, как следствие, превращение одежды для спорта в модный тренд. Историк моды Андрей Дмитриев-Радвогин рассказывает о зарождении спортивной одежды и о том, стоит ли надевать ее в театр.

Создание велосипеда, неудобная одежда для женщин и журнал о водолечении

Настоящая революция в сознании у людей произошла после создания первого велосипеда: в 1817 году нечто, напоминающее самокат, стало точкой отсчета массовому увлечению спортом. Плавание на яхтах, теннис, конное поло, купание — все это также повсеместно вошло в жизнь. Горожане и жители деревень сразу сделали новое хобби модным, вот только для него не хватало более подходящей одежды, комфортной.

Исторически ущемленный женский пол поначалу испытал немалые проблемы с досуговым туалетом. Женщинам была необходима одежда, которую можно надеть без посторонней помощи, а потом легко постирать. Мужчинам в этом плане было легче.

Фото: casual-info.ru
Фото: casual-info.ru

Понятно, что это не полноценный спортивный костюм, но это уже одежда, которая предназначена для активного образа жизни

Андрей Дмитриев-Радвогин

Большую услугу слабому полу оказал американский журнал о водолечении «Water Cure Journal». Он обратил внимание на то, что женская одежда для лечебных процедур должна быть удобной: только так женщина сможет чувствовать себя в ней свободно. Авторы статьи приложили фотокарточку со своим видением об идеальном костюме — отсутствие корсета, широкая юбка и штаны. Читательницы не растерялись и приступили к реализации спонтанного проекта. Модную новинку назвали «турецким платьем», и к середине XX века его можно было увидеть на девушках почти всех американских курортов.

Первый спортивный бренд и реформаторы начала XX века

Изменения в образе жизни привели к появлению первого производителя одежды для спорта и досуга: англичанин Джон Редферн основывает фирму Redfern & Sons (позже Redfern Ltd). Но и его изделия сложно было назвать удобными, они лишь слегка выходили за рамки привычных убранств. Поэтому заслуга кутюрье больше состояла именно в смелости сделать первый шаг на пути к предстоящим реформам.

Фото: casual-info.ru
Фото: casual-info.ru

Настоящий успех спортивного стиля наступил с приходом на «Олимп моды» Коко Шанель. Ее имя у большинства ассоциируется с тем самым маленьким черным платьем, которое должно быть у каждой современной девушки в гардеробе. И гораздо меньше людей знают, что именно она стала главным пропагандистом комфортной одежды. Легкость и практичность модельер видела в мужских формах одежды, открытых купальниках и удобной обуви. В том же направлении работали многие известные кутюрье: Эльза Скиапарелли, Люсьен Лелонг, Жан Пату.

Благодаря Коко Шанель, Жану Пато в 20-ые года спортивный стиль становится частью мейнстрима

Андрей Дмитриев-Радвогин

Большой теннис стал тем видом спорта, который пробил установленную веками планку в отношении спортивной формы. Французская теннисистка Сюзанн Ленглен вышла на Уимблдонский турнир в легком платье без рукавов с юбкой длиной чуть ниже колена. Костюм разработал Жан Пату специально к игре, которая состоялась в 1921 году. Также модельер открыл новаторский в своем роде магазин спортивной одежды Le Coins de sport («Спортивный уголок»), где современники могли отыскать нужную вещь в специализированных отделах. Все это способствовало женскому увлечению спортом и массовым походам в тренажерные залы.

Фото: casual-info.ru
Фото: casual-info.ru

Спортсмены — модельеры

Бренд Lacoste отлично узнаваем и продаваем до сих пор. Основал его в 1933 Рене Лакост, чемпион Франции по теннису. Фурор произвели рубашки-поло, сначала созданные специально для теннисистов и гольфистов и уже позже для всех желающих. Тем временем приближалась Вторая Мировая война, которая заставила модные дома на годы забыть о досуговой одежде, а кого-то вовсе работать на военные нужды.

Фото: casual-info.ru
Фото: casual-info.ru

Рене Лакост, который перестает быть активным теннисистом, становится очень неплохим бизнесменом. Эта рубашечка-поло разносятся по всему миру

Андрей Дмитриев-Радвогин

Свежим глотком в послевоенное время стало появление в мире моды американской чемпионки по горным лыжам Энн Тейлор Бонфи. Разработанный ею дизайн лыжных костюмов показал, что спортивная одежда может выглядеть эстетично.

Фото: casual-info.ru
Фото: casual-info.ru

Еще одно открытие в мире спортивной одежды — Фред Перри и Тибби Вегнер, и снова теннисисты. Бренд Fred Perry дожил до наших дней, и сейчас его можно встретить во всех столичных центральных магазинах. В 1950-х спортсмены-модельеры начинали с производства теннисных рубашек, как и Лакост. Расширение ассортимента luxury-брендов произойдет сильно позже.

Нужно понимать, что все трансформации в одежде, описанные выше, предполагались конкретно для занятий спортом. Направление в стиле «спорт-шик» (сочетание спортивных и гламурных вещей) придет только через несколько десятилетий.

Трикотаж и джинса — новый этап спортивной моды

Долгое время трикотажная ткань предназначалась рабочему классу и просто малоимущему населению. Однако нельзя отрицать, что этот вид ткани был очень комфортным, поэтому, например, его использовали моряки и водолазы. Джемперы, кардиганы, свитеры самого разного кроя заполонили полки в Домах мод. Преемником трикотажа ко второй половине XX века станет джинса.

Эпоха джинс началась только в 70-х годах, хотя специальные плотные брюки с заклепками шились еще полтора века назад. Тогда немецкий эмигрант из Германии Леви Страусс основал Levi Strauss & C (сейчас бренд известен миру как Levi's). Но модного носителя в виде неформальной молодежи джинсы обрели в прошлом столетии. Юные бунтари распространяли свою моду с поразительной скоростью, и к 1970 году джинсы наконец стали мировым трендом.

Фото: casual-info.ru
Фото: casual-info.ru

Первый, кто превратил джинсы в личный брендированный продукт, был дизайнер Кельвин Кляйн.

Бум в спортивном стиле

Джейн Фонда, американская актриса, сделала невероятное, когда выпустила свою программу с упражнениями по аэробике. Ей удалось превратить спортивную одежду в нечто большее — в новое веяние моды, и этим заболел весь мир. То есть одна записанная передача перевернула представление о типичном предназначении кроссовок, лосин, спортивных брюк и футболок. С этого момента «спортивки» начинают собственную жизнь.

Фото: casual-info.ru
Фото: casual-info.ru

Спортивный костюм, который мы понимаем в широком смысле, формируется в 80-е годы под влиянием общего спортивного стиля. Когда кто-то говорит о таком костюме, больше подразумевается образ жизни со всякими олимпийками, мягкими штанами, спортивной обувью под шлейфом опасности

Андрей Дмитриев-Радвогин

Все, что было создано ранее, теперь полностью переосмысляется и синтезируется. Модельеры экспериментируют с цветом, формой, сочетанием предметов одежды. Спортивная атрибутика просочилась в повседневность — выйти за продуктами в трениках и кроссовках сейчас норма, а не исключение. Больше взглядов вы поймаете на себе, если придете за молоком в лакированных туфлях и отглаженном смокинге.

Спортивный стиль в наши дни: стоит ли надевать спортивки в театр?

«Норма — очень резиновая вещь. Даже если вы заглянете на сайт Большого театра, то там просят в шортах не приходить. Сейчас время достаточно быстрое, нормы меняются. Понятно, что нарочито спортивного стиля мало, он не совсем вписывается в классические дресс-коды, но и они претерпевают значительные изменения. Никто уже почти не замечает, что большая часть бизнес-кэжуал, смарт-кэжуал — кеды, и кроссовки. Никто даже не обращает внимание на то, что худи является атрибутикой опасных банд 80-х годов. А теперь это неотъемлемая часть городского пейзажа. Если человек носит только треники и ходит в театры — прекрасно, пускай ходит.

Изначально была огромная дыра, которую нужно было заполнить новой спортивной одеждой, а потом спортивная одежда, как и спорт, становилась неотъемлемой частью общества. Тут теперь главное каждому оторвать свой кусок. Спорт-шик никуда не уходит, он переплетается с флагманскими течениями. Ничто спортивное не вымарать, поскольку одежда для спортивного образа жизни — это вопрос внутренней свободы, свободы движения, свободы ощущения себя», — рассказывает историк моды Андрей Дмитриев-Радвогин.

Фото: GETTY IMAGES
Фото: GETTY IMAGES