Почему млекопитающие меньше динозавров
Не так давно мы здесь обсуждали самых крупных динозавров. То, насколько они больше сухопутных млекопитающих. И задались вопросом, а почему не только современные, но и ископаемые млекопитающие никогда так и не доросли до динозавров, особенно то титанических 30-метровых завроподов.
Виновата… трава. Да. Но никаких хулиганских намеков. Давайте разберемся, но начнем относительно издалека.
Со школы или мультфильма «Король лев» многие помнят про пищевую цепочку или пирамиду. Нам хотелось бы чувствовать себя на вершине и высокомерно с нее обозревать вопросы экологии и эволюции, но делать надо ровно наоборот. Чтобы понять, почему животные такие, какие они есть, надо разобраться с условиями, к которым им пришлось приспособиться. Так работает эволюция.
А одно из главных условий, если не главное — это кормовая база. Для хищников это травоядные, а для них это растения.
Во времена динозавров мир выглядел не так как сейчас. Выйдя в лес в меловом периоде вы бы увидели что-то похожее на Карелию. Хвойные леса, под ногами мох, папоротники и иголки, а под ними, почти без почвы сразу камни или песок. Изредка попадаются цветы и что-то лиственное.
Покрытосеменные растения тогда еще не были распространены, как сейчас. Они точно существовали уже почти весь меловой период, а возможно, появились еще в юрском. Но не доминировали, как сейчас, были «маргиналами». Ситуация, как в песне «Отчего так в Пангее березы шумят» была невозможна. Но отсутствие широколиственных лесов — не самое важное в нашем сегодняшнем случае.
Важно отсутствие травы. Да, именно. Любой. Трава, луга, пастбища — это все покрытосеменные растения. И это сейчас самая производительная система в истории планеты. Столько биомассы, сколько саванна, не производит больше ни одна экосистема.
И вот какие из этого следствия.
Во времена динозавров первой по производительности средой был лес. Вот как раз такой, как был описан чуть выше. И в нем больше пищи на верхушках деревьев, чем у земли. Животным становится выгодно становиться большими и высокими, просто чтобы больше есть.
А сейчас больше всего еды у земли. Логично быть маленькими. Упрощение, но в общих чертах так.
Казалось бы, обидно, что теперь из-за травы нет огромных животных. Но это как посмотреть. Помните же, что пастбища — самая производительная экосистема? Так и есть. Если взять при прочих равных какую-то территорию в период крупнейших динозавров и такую же по площади в современности, что общая биомасса современных маленьких животных, будет больше, чем у древних огромных. Природа взяла свое, не размером, так количеством.
Ниша короноедов никуда не делась. Сейчас ее занимает жираф. Но отдельностоящие саванные деревья не вырастают так высоко, как в лесу. А африканский лес гораздо гуще мезозойского. Крупное животное в нем не пройдет так просто. В саванне у жирафов сейчас нет конкурентов за еду, так что лезть в чащу смысла никакого нет. Итого, жирафы высокие ровно настолько, насколько надо для обгладывания отдельностоящих саванных деревьев и необходимости вырастать до размеров завропод у них нет.
Справедливости ради надо отметить, что все вышеописанное — не единственная причина, почему все сложилось так, а не иначе. Редко в природе на что-то радикально влияет что-то одно. Ничего мы не сказали об отличиях стратегий размножения млекопитающих и динозавров, которая тоже влияет на размеры особей. Не затронули взаимодействие с хищниками.
Один фактор не влияет, но совокупность мелких, таких как даже простая трава, может полностью перевернуть облик мира. Ведь природа хрупка. Помните про это.