Фото: талдом-район.рф
Фото: талдом-район.рф

Скандальная трасса М12 разрушит крупнейшее в России скопление серых журавлей на границе Нижегородской области

Около двух тысяч серых журавлей ежегодно останавливаются у села Барятино, на границе Нижегородской области и Чувашской Республики. Птицы собираются здесь осенью, чтобы восстановить силы перед долгим полетом на зимовку в Африку. Этот феномен называют предотлетным Барятинским скоплением.

Барятинское скопление признано уникальной орнитологической территорией мирового значения. Оно является ключевой, «узловой» точкой ареала обитания серого журавля, занесенного в красную книгу Нижегородской области и Чувашской Республики. Сохранение этой территории критически важно для благополучия редкого вида.

К сожалению, территория Барятинского скопления не получила статуса особоохраняемой природной территории, хотя была зарезервирована под создание места охраняемого ландшафта. Такой правовой статус позволяет проектировать и строить там линейные объекты (дороги, трубопроводы), если они не наносят ущерб природе.

В ближайшие годы через территорию Барятинского скопления будет проложена высокоскоростная магистраль М12 Москва-Казань. Реализует проект государственная компания «Автодор». Платная трасса протяженностью 704 км станет частью глобального проекта «Европа-Западный Китай». Если магистраль будет построена, то важнейшее место обитания серых журавлей будет разрушено.

На защиту стоянки птиц от застройки встали Министерство экологии Нижегородской области и Комиссия по Красной книге. Нижегородская экологическая организация «Дронт» и нижегородское отделение Союза охраны птиц России рассказали о ситуации и выпустили фильм на YouTube-канале «42 — Я Имею Право!».

Министерство экологии Нижегородской области рекомендовало «Автодору» тщательно изучить территорию на предмет ущерба природе и краснокнижным видам. Результаты исследования компания представила в виде отчета Комиссии по Красной книге, но были признаны неудовлетворительными. Отчет содержал недостоверную информацию о флоре и фауне территории, а фотографии растений были попросту скачаны с сайта plantarium.ru.

Представители компании не воспринимают строительство дороги как угрозу для серого журавля. Они считают, что птицы могут сменить место для предотлетного скопления. Эксперты в опубликованном фильме объясняют, почему это не так. По мнению председателя нижегородского отделения Союза охраны птиц России Сергея Бакка, журавли не смогут «подвинуться».

Скопление будет полностью разрушено. Проектировщики нам долго рассказывали сказки, что ничего страшного, журавли же птицы, они летают, подвинутся. Но журавлиные скопления образуются не абы где, а в совершенно конкретных местах. Известно, что они существуют столетиями, не меняясь, потому что для их формирования нужен уникальный ландшафт, который строящаяся трасса принципиально изменит. Трасса разрушает место концентрации, миграционный путь, место обитания вида, занесенного в красную книгу

Сергей Бакка

Руководитель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов сообщил, что застройщик нарушает федеральные законы о животном мире и об охране окружающей среды (Закон «О животном мире» 52-ФЗ статья 22, Закон «Об охране окружающей среды» 7-ФЗ. Статья 60), так как наносит ущерб видам, занесенным в Красную книгу, и местам их обитания.

Скандальная трасса М-12 вызывает недовольство не только в Нижегородской области. Ранее конфликты вокруг строительства дороги возникали во Владимирской области и в Татарстане. Во Владимирской области трасса пересечет «зеленый щит» Владимира, уничтожит места обитания некоторых краснокнижных животных и растений. В Татарстане новая магистраль пройдет через населенные пункты и будет сопровождаться вырубкой леса.