Какого цвета планеты на самом деле и почему
Считанные часы назад на поверхность Марса приземлился новый марсоход «Perseverance» от NASA. Большинство журналистов в заметках по этому поводу использовали словосочетание «красная планета».
Но почему же красная, если оранжевая? Ну ясно, что Марс — бог войны, кровь красная, и все такое. Это все понятно, но Марс физически от этого краснее не становится. Давайте же разберемся, какого цвета планеты на самом деле.
Начнем с Солнца. Юридически, это не планета, но в Древней Элладе сказали бы, что планета, ведь ходит по небу вокруг Земли, а тогда это и было определением планеты.
Солнце белое на самом деле. Вот знаете же, что есть «белый шум»? Это когда в звуке есть все длины волн. Солнце светит «белым шумом», то есть всеми длинами волн сразу. Это световой белый шум, и он действительно белый, ведь сумма всех цветов дает как раз белый. В космосе Солнце белое, как в пустыне.
Желтое на небе же оно потому, что сквозь земную атмосферу нормально проходит, как минимум, фиолетовый и синий. Эти лучи по пути рассеиваются в атмосфере, окрашивая ее в хорошо знакомый цвет — поэтому небо синее. А Солнце, за вычетом, но неполным, коротких волн, желтеет, а при более толстой закатно-рассветной атмосфере вообще краснеет.
Следующая планета по такой, древнегреческой, логике — Луна. А по современным меркам должен быть Меркурий. Выбирать не будем, а объединим. Ведь на самом деле они похожи и внешностью и цветом. На самом деле, они почти черные. Видели ли вы когда-нибудь свежий, только что поднявшийся из океана вулканический остров? Такие острова почти черного цвета из-за застывшей лавы. Понимаете намек?
Что Меркурий, что Луна — тела каменистые, без атмосфер, жидкостей и жизни. Черный, почти цвета угля, камень остался таким без изменений через миллиарды лет после застывания планет. А светлой Луна кажется на контрасте с черным космосом и потому что уж очень близко по астрономическим меркам она находится к ярчайшему источнику, свет которого отражает.
Венера. Бледно-желто-бежевая. Иногда рыжеватая и даже красноватая. Это цвет облаков. На Земле облака состоят из микрокапелек воды, которые отражают весь свет во все стороны подобно маленьким алмазикам (если капелек слишком много и они не особо-то и «микро», то туча сереет и становится дождевой). Только на Венере капельки это не водяные, как на Земле, а из серной кислоты. Поэтому отражают все-таки не весь свет и не становятся совсем белыми, как водные.
Земля голубая. С одной стороны, все понятно: как уже говорилось выше, атмосферный воздух голубоватый, вода тоже рассеивает короткие волны света. Очевидно же, что должна быть голубой. Но, с другой стороны, есть же леса, степи, пустыни и прочее. Дело действительно в том, с какой стороны посмотреть. В прямом, не переносном смысле слова. Просто посмотрите на фото Земли со стороны Тихого океана и вопросы пропадут.
А вот и Марс… Он такой, потому что в нем очень много оксида железа. Ржавчины, в каком-то смысле. То есть, вещества оранжевого. Земные камни, в которых тоже много оксида железа, могут быть вполне себе красными и даже пурпурными. Но вот та самая ржавчина — оранжевая. Все дело в примесях и в размере частиц. Пылинки марсианского грунта ведут себя схоже с капельками воды. Чем меньше капля/пылинка, тем более «кое-как» и во все стороны, а значит, «белесо», объект отражает свет.
Новоприбывший марсоход уже успел сделать фото поверхности, но черно-белые. На цветных кадрах его «коллег» как раз видно, что крупные камни зачастую розоваты, а песок и пыль между камней рыжее некуда.
Юпитер весьма полосат. Не так, как на большинстве фотографий, с выкрученными на полную при обработке фильтрами и добавлением диапазонов волн, невидимых человеческим взглядом, но все же. Его базовый цвет — светлый, похожий на Венеру, только желтее. Он обусловлен водородом и гелием, а коричневые полосы и Большое красное пятно (которое, так-то тоже, скорее, оранжевое) появляются там, где больше всего примесей: в основном аммиака, но еще фосфорных и сернистых соединений.
Властелин колец Сатурн — просто скучно бледно желто-бежевый с едва различимыми более темно-рыжими полосами. Так отражает, рассеивает и преломляет уже слабый на той орбите свет Солнца атмосфера и облака из аммиака. Кстати, а кольца — белые. Опять-таки потому что состоят из разноразмерных, в том числе микроскопических осколков.
Уран и Нептун не видимы невооруженным взглядом, Плутон разжаловали, поэтому их и некоторые другие цветастые тела Солнечной системы оставим на следующий раз. Возможно, среди них есть по-настоящему красный объект?