Фото: Adam Block/Steward Observatory/University of Arizona
Фото: Adam Block/Steward Observatory/University of Arizona

Японские астрономы впервые точно измерили температуру фотосферы красных сверхгигантов

Самые большие и яркие — не значит, что самые горячие

Японские астрофизики впервые точно измерили температуру фотосферы красных сверхгигантов.

Красные гиганты — одни из самых больших и ярких звезд во Вселенной, но очень холодные и короткоживущие. Их светимость и диаметр обычно в сотни или тысячи раз больше Солнца.

Если звезда крупная, то она становится красным гигантом, когда в ней почти полностью кончился водород. Это значит, что наступила одна из последних фаз ее эволюции, после которой она, скорее всего, завершит свое существование вспышкой сверхновой.

Раньше астрономы не могли точно предсказать, сколько лет проживут красные гиганты, потому что они не умели определять точную температуру фотосферы этих звезд. Фотосфера — нижний слой атмосферы звезды, в котором образуется большая часть ее излучения.

Ученые из Токийского университета решили эту проблему. Астроном Дайсукэ Танигучи и его коллеги с помощью спектрографа WINERED наблюдали за десятью хорошо изученными и расположенными близко к Земле красными сверхгигантами, в том числе и Бетельгейзе — ближайшей к нам звезде такого класса.

Чтобы измерить температуру красного сверхгиганта, нужно найти хорошо заметные участки фотосферы, на спектр излучения которых не влияли бы сложные верхние слои его атмосферы. Кроме того, нет какой-то одной конкретной линии поглощения, которая бы однозначно указывала на температуру поверхности подобных звезд. Однако, посмотрев на соотношение двух разных, но связанных линий — тех, которые железные — мы обнаружили, что само соотношение связано с температурой. И это происходило последовательно и предсказуемо

Дайсукэ Танигучи, Астроном из Токийского университета (Япония)

С помощью двух линий поглощения ученым удалось определить температуру фотосферы изучаемых звезд с точностью в 30-70 кельвинов. Теперь мы знаем, что температура фотосферы Бетельгейзе — 3618 кельвинов, что холоднее фотосферы Солнца примерно в 1,68 раза.

Астрономы надеются, что их результаты помогут разобраться, какие процессы происходят внутри красных гигантов, а также сделать первые прогнозы, как скоро Бетельгейзе превратится в сверхновую.

Статью об исследовании японских ученых опубликовал научный журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.