США отказываются от насильной демократизации стран — к чему привела такая политика

Американцы занимались силовой «перестройкой» Ближнего Востока более десяти лет. В результате там разгорелся ряд кровопролитных войн, но ни одной стабильной демократии так и не появилось

Администрация Байдена намерена подвести черту под политикой военных интервенций по смене авторитарных режимов, заявил госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе выступления, в котором рассказал об основах новой внешней политики.

«Свежий взгляд на мир»

Госсекретарь США объяснил смену приоритетов тем, что сегодняшний мир сильно отличается от 2009 года, когда многие члены нынешней администрации Байдена начинали работу в Белом доме под руководством Барака Обамы.

«Мы смотрим на мир свежим взглядом», — заявил Блинкен.

В качестве основных направлений внешней политики США он назвал окончание пандемии коронавируса, поддержку прав человека, демонстрацию глобального лидерства и другие. Отдельно Блинкен остановился на вопросе продвижения демократии, которую назвал «внешнеполитическим императивом».

Он заверил, что США не собираются отказываться от дальнейшей демократизации зарубежных стран — отход от такой политики Блинкен счел игрой на руку России и Китаю, которые будут утверждать свое влияние в тех местах, откуда ушли США.

Впрочем, госсекретарь все же признал, что предыдущая политика США лишь дискредитировала концепцию «демократизации» и подорвала доверие американцев.

«Мы не будем продвигать демократию, проводя дорогостоящие военные интервенции или пытаясь свергнуть авторитарные режимы силой. Мы пробовали эту тактику в прошлом. Но, несмотря на наши благие побуждения, она не сработала», — сказал Блинкен, пообещав изменить подход.

По его словам, теперь США будут использовать «силу примера» — они будут вдохновлять другие страны на проведение ключевых реформ, отмену «плохих» законов, борьбу с коррупцией и прекращение несправедливых практик.

«Мы будем поощрять демократичное поведение», — заключил госсекретарь.

Взлет и падение «Большого Ближнего Востока»

Одной из первых военных операций США стало вторжение коалиционных сил в Афганистан в 2001 году с целью свержения режима талибов и пленения руководства террористической группировки «Аль-Каида» (запрещена в России).

В 2003 году американцы и их союзники начали войну в Ираке, ссылаясь на угрозу разработки Багдадом оружия массового поражения. Операция вызвала шквал критики со стороны американской общественности и международного сообщества — США провели ее в обход Совбеза ООН, а доказательства вины правительства Саддама Хусейна, как выяснилось позже, оказались недостоверны, либо прямо сфальсифицированы.

Фото: Reuters / Американцы сносят памятник Саддаму Хусейну в Багдаде
Фото: Reuters / Американцы сносят памятник Саддаму Хусейну в Багдаде

В ответ на критику президент США Джордж Буш-младший представил проект масштабной реконструкции «Большого Ближнего Востока».

По замыслу американского руководства, война в Ираке и его перестройка была лишь первым этапом демократизации региона. На втором этапе предлагалось «надавить» (в перспективе — свергнуть) на режимы в Сирии и Иране, которые поддерживали антиизраильские группировки. Наконец, кульминацией проекта должно было стать принуждение Палестины к уступкам Израилю.

Впрочем, уже вскоре США столкнулись с трудностями. В Ираке им пришлось воевать с многочисленными радикальными группировками, которые появились в стране после свержения режима Хусейна. Не лучше дело обстояло и в Афганистане — в 2003 году «Талибан» восстановил силы и возобновил боевые действия против коалиции.

Американцам так и не удалось полностью справиться с радикалами, а новоиспеченные демократические правительства в Ираке и Афганистане оказались под угрозой уничтожения без их поддержки. Несмотря на все усилия, это положение сохраняется по сей день.

Демократический интервенционализм

Начало новому этапу американских интервенций на Ближнем Востоке положила «арабская весна» 2011 года, которую поддержал президент США Барак Обама.

Уже весной США и НАТО помогли ливийским повстанцам свергнуть Муаммара Каддафи под предлогом защиты гражданского населения. Провести интервенцию позволила резолюция Совбеза ООН о введении над Ливией бесполетной зоны. Однако войска НАТО вышли за рамки своего мандата, нанося удары по гражданским объектам и наземным силам Каддафи.

Фото: AP / Американские военные в Сирии
Фото: AP / Американские военные в Сирии

Позже, в 2014 году, США вмешались в гражданскую войну в Сирии — на этот раз поводом стала экспансия террористической группировки ИГИЛ (запрещена в России). Помимо борьбы с террористами, Вашингтон занялся обучением и вооружением «умеренных» антиправительственных группировок. Однако добиться свержения Башара Асада не удалось — этому помешала поддержка его режима со стороны России.

Как в случае с Ираком и Афганистаном, Ливия и Сирия не стали стабильными демократиями после американского вмешательства. В обеих странах до сих пор продолжаются гражданские войны, они стали удобным плацдармом для многочисленных террористических группировок.