Развитие Русской Арктики грозит новыми экологическими проблемами
В октябре 2020 года Владимир Путин утвердил новую стратегию развития Арктической зоны России до 2035 года. В документе сообщается, что в Арктике сосредоточен огромный запас полезных ископаемых, а их добыча является стратегически важной для благополучия страны: «Континентальный шельф России в Арктике, по оценкам экспертов, содержит более 85,1 трлн кубометров горючего природного газа, 17,3 млрд тонн нефти (включая газовый конденсат) и является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы РФ».
Сейчас Арктика обеспечивает добычу около 80% природного газа и 17% нефти в Российской Федерации. Новая стратегия предполагает активную разработку новых месторождений и увеличение добычи в несколько раз.
Другим важным пунктом стратегии развития является усиление значения Северного морского пути. Он должен стать крупнейшим транспортным коридором, который соединит Европу и Азию и обеспечит перевозку как российских, так и международных грузов.
Грузоперевозки Северного морского пути со времени распада СССР сильно сократились, суда и инфраструктура устарели. Но в 2016 году грузооборот вернулся к уровню советских показателей (7 млн тонн), а в 2019 году вырос до 31,5 млн тонн. Стратегия развития предполагает запуск новых атомных ледоколов, восстановление старых и строительство новых портов.
Разработка полезных ископаемых, строительство инфраструктуры, активное использование Северного морского пути несет серьезную угрозу для экологии Арктики:
— Активное освоение месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне, включая шельф морей Северного Ледовитого океана, приводит к загрязнению акватории региона нефтепродуктами и горнопромышленными отходами.
— Маршруты следования судов Северного морского пути проходят через место обитания различных животных, таких как кольчатая нерпа. Покой тюленей и других животных будет нарушен, им придется искать новые места для жизни и выращивания потомства.
— Корабли загрязняют топливными отходами воду и атмосферу. Увеличиваются риски разлива нефтепродуктов в случае аварии. Последний открытый отчет по загрязнению Карского моря показал пропорциональную зависимость увеличения грузопотока и степени загрязнения воды по нефтепродуктам и фенолам.
— К непосредственному антропогенному воздействию добавляется глобальное потепление, которое в Арктике происходит в 2,5 раза быстрее чем в остальном мире. Потепление приводит к интенсивному таянию вечной мерзлоты, разрушению инфраструктуры и промышленных объектов, что очень опасно для экологии.
Стратегия развития Арктики в сфере окружающей среды предусматривает экологические риски, связанные с добычей ископаемых и активизацией Северного морского пути. Защита хрупких экосистем Арктики и сохранение биологического разнообразия решается главным образом с помощью создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Сейчас в Российской Арктике существует около 450 особо охраняемых территорий площадью около 95 млн га без учета морских акваторий, что составляет 16,2% от площади Российской Арктики. В рамках федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» нацпроекта «Экология» к 2024 году в Арктике планируется создать четыре новых федеральных заповедника.
«Согласно плану реализации национального проекта «Экология», до 2024 года в Арктике будут созданы четыре особо охраняемые природные территории. Это национальные парки «Койгородский» и «Кыталык», заповедник «Медвежьи острова» и заказник «Лаптевоморский», — сообщил на IX Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» Директор «Росзаповедцентра» Андрей Барышников.
Национальные парки «Койгородский» и «Кыталык» были созданы уже в 2019 году. В 2020 году появился заповедник «Медвежьи острова» — уникальная территория, где зафиксирована самая высокая концентрация медвежьих родовых берлог. Открытие заповедника «Лаптевоморского» намечено на 2021 год. Это охраняемая территория должна помочь в сохранении лаптевского подвида моржа.