Счетная палата предупредила о риске нового топливного кризиса в России

Рост цен на бензин и дизель продолжается девятую неделю подряд. В правительстве считают, что ситуация находится под контролем

В России может повториться топливный кризис, схожий с тем, который произошел в 2018 году из-за резкого роста цен на бензин. К таким выводам пришли в Счетной палате.

«В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо», — говорится в годовом отчета ведомства, с которым ознакомился РБК. Счетная палата добавляет, что это может привести к росту социального напряжения.

По мнению аудиторов, основной причиной этого может стать рост мировых цен на нефть, который наблюдается с конца прошлого года. Стабилизировать ситуацию на топливном рынке могут увеличение нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), повышение минимального уровня продажи топлива на бирже и корректировка демпфирующего механизма.

Однако в Счетной палате предупреждают, что эти меры могут затормозить принятие генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2035 года.

Срочные меры

Несмотря на тревожные предупреждения аудиторов, Минэнерго не видит предпосылок для повторения топливного кризиса. В министерстве отмечают, что снизить риски позволили срочные меры по предотвращению подорожания бензина и дизельного топлива.

Среди них — увеличение загрузки НПЗ и наращивание запасов топлива до 1,6 миллиона тонн к маю. Правительство также повысило нормативы по продаже топлива на бирже с 10 до 11% для бензина и с 6 до 7,5% для дизеля.

Ведомство подчеркнуло, что предпринятые меры уже привели к снижению оптовой стоимости бензина на бирже. Так, в результате торгов 12 марта АИ-92 подешевел на 265 рублей за тонну, а АИ-95 — на 487.

15 марта правительство согласовало с нефтяниками корректировку демпферного механизма — она должна вступить в силу с 1 мая. Предполагается, что заложенная в формулу демпфера индикативная цена на бензин снизится на 2,7 тысячи рублей за тонну (с 56,3 до 53,6 тысяч). Это должно сохранить рост цен на топливо в пределах уровня инфляции.

Как работает ценообразование на топливо

Стоимость топлива в России планомерно увеличивается уже девятую неделю подряд. По данным Росстата, в январе потребительские цены на бензин увеличились почти на 1%. Московская топливная ассоциация также зафиксировала резкий скачок цен на заправках в период с 24 февраля по 1 марта — за неделю они выросли на 11 копеек.

Сильнее всего рост затронул Дальний Восток. В Камчатском крае топливо подорожало на 56-95 копеек, а в Бурятии — на 60-62 копейки.

Этому способствовали как рост мировых цен на нефть, так и плановое увеличение топливных акцизов на 4% с 1 января.

Последнее могло сыграть решающую роль, ведь стоимость бензина в России мало зависит от колебаний на мировых энергетических рынках. В структуре ценообразования цена на нефть занимает лишь 7%, а доля налогов и акцизов превышает 70% . Из-за этого нефтяникам выгоднее продавать топливо на внутренний рынок по более высоким ценам.

Кроме того, стоимость топлива в России жестко привязана к инфляции. По правилу, действующему с 2009 года, она должна расти на 1-2% ниже ее прогнозируемого годового уровня.

Взрывному росту цен мешает демпфирующий механизм, который работает как стабилизатор. Однако он же не дает им упасть, что еще больше сужает пространство для регулировки топливных цен по рыночным законам.