Suez Canal Authority
Suez Canal Authority

К чему приведет длительная блокировка Суэцкого канала

Из-за аварии Ever Given аналитики уже отмечают скачки цен на нефть и морские грузоперевозки

23 марта контейнеровоз Ever Given, следовавший из Малайзии в Нидерланды, перегородил проход через Суэцкий канал. Это стало причиной крупнейшего морского затора, в котором оказалось уже более 200 судов. Блокировка канала привела к скачку цен на нефть и подорожанию морских перевозок. Ситуация может негативно отразиться и на потребительских товарах.

Что случилось

Ever Given сел на мель в русле Суэцкого канала 23 марта. Компания-оператор Bernhard Schulte Shipmanagement (BSM) сообщила, что причиной аварии стал ураганный ветер, из-за которого судно отклонилось от курса и случайно уперлось в морское дно. В результате контейнеровоз встал поперек Суэцкого канала, полностью заблокировав движение.

25 марта управление Суэцкого канала официально закрыло навигацию для устранения аварии. Изначально планировалось, что движение откроют уже через несколько дней, однако позже сроки увеличились до нескольких недель. При этом владелец судна, японская компания Shoei Kisen, рассчитывает разблокировать движение уже на выходных.

Сервис VesselFinder обратил внимание на то, что перед заходом в канал Ever Given совершал странные маневры, выписав траекторию, похожую на мужские гениталии. В BSM это объяснили тем, что ожидающие захода в Суэцкий канал суда «нередко блуждают в окрестностях». Сходства с мужским половым органом там назвали чистой случайностью.

Из-за аварии в районе Суэцкого канала застряли порядка 200 судов. Bloomberg передает, что среди них — 40 балкеров, 35 контейнеровозов, 32 универсальных грузовых судна, 17 танкеров с сырой нефтью и 15 танкеров с продуктами.

Почему судно до сих пор не освободили

Устранением аварии занимаются спасательные службы, а также голландская компания Smit Salvage — именно она поднимала со дна подлодку «Курск». В работах участвуют четыре экскаватора и девять буксиров. До сих пор Ever Given пытались спустить на воду, подкапывая берег в районе носовой части судна, однако попытки не увенчались успехом.

Ситуация осложняется размерами судна — Ever Given достигает 400 метров в длину и 59 метров в ширину и весит порядка 200 тыс. тонн, что делает его одним из самых больших контейнеровозов в мире.

Исполнительный директор компании Питер Бердовски заявил Reuters, что для освобождения Ever Given может потребоваться его частичная разгрузка.

Судно похоже на гигантского кита, который выбросился на берег. Оно очень сильно врезалось в песок. Вдобавок к буксировке и расчистке грунта мы можем попробовать облегчить судно, сняв с него часть контейнеров и цистерн с нефтью и водой

一 Питер Бердовски

Сейчас Ever Given пытаются сдвинуть с места с помощью углубления дна. Для этого управление Суэцкого канала подключило к работам два земснаряда — предполагается, что для буксировки контейнеровоза потребуется удалить порядка 20 тыс. кубометров песка.

К каким последствиям приведет авария

Суэцкий канал — важная мировая транспортная артерия, он напрямую соединяет Средиземное и Красное моря и является кратчайшим морским путем из Европы в Азию.

На него приходится примерно 12% мировой торговли, 10% морской торговли нефтью и около 30% морских контейнерных перевозок. В 2019 году он поставил абсолютный рекорд по грузообороту: через него прошли почти 19 тыс. судов (свыше 51 судна в день), общая вместимость которых составила порядка 1,21 млрд тонн. Всего они перевезли больше миллиарда тонн груза. В прошлом году эти показатели снизились всего на 3%, даже несмотря на пандемию COVID-19.

Около 27% проходящих через него судов — танкеры. В 2019 году они перевезли около 238,6 млн тонн нефтепродуктов. Через него проходят и потребительские товары — еда, одежда, мебель, электроника, запчасти для автомобилей.

Единственная альтернатива Суэцкому каналу — морской путь через Мыс Доброй Надежды, который располагается на южном побережье Африки. Однако в таком случае судам придется проходить дополнительно 9,6 тыс. километров, что повлечет за собой существенные задержки поставок и увеличение расходов на топливо.

Проблемы с движением по Суэцкому каналу уже привели к кратковременному скачку цен на нефть — в среду они резко выросли на 6%. Bloomberg обратил внимание подорожание морских перевозок, даже по другим маршрутам. Так, цена переправки 40-футового контейнера из Китая в Европу выросла до $8 тыс. Это в четыре раза выше, чем в прошлом году. Выручка от перевозки сырой нефти из Ближнего Востока в Китай на танкерах класса VLCC выросла до $1,3 тыс. в день — перевозчики начали фиксировать ее уже на второй день после образования затора.

По подсчетам аналитиков фирмы Lloyd’s List, день блокировки Суэцкого канала обходится в $10 млрд, а за каждый час простоя компании теряют порядка $400 млн.

Как блокировали Суэцкий канал в прошлом

Ситуация с Ever Given — уникальный случай, ведь в Суэцком канале еще не застревали суда подобного размера. Однако в прошлом там уже случались аварии, которые приводили к блокировке движения.

До Ever Given самой крупной аварией в Суэцком канале была поломка либерийского танкера Tropic Brilliance. В ноябре 2004 года он заблокировал канал, сев на мель из-за неполадок с навигационным оборудованием. В результате там образовался затор из более 100 судов. Tropic Brilliance удалось снять с мели только через два дня.

В 1990 году контейнеровоз из США Robert Lee врезался в берег Суэцкого канала из-за поломки двигателя. Происшествие привело к скоплению порядка 80 судов. Навигацию возобновили уже на следующий день.

Остальные случаи не приводили к длительным задержкам в движении судов — как правило, аварии устраняли в течение нескольких часов.