Играть в театре или сниматься в кино — в чем разница, рассказывают актеры
Главное культурное оффлайн-событие в условиях пандемии — стартует ночь театров с бесплатными постановками и мастер-классами. Накануне «Известия» сообщили, что ко дню театров власти могут разрешить заполнять залы до 75%.
Мы поговорили с актерами театра и кино и выяснили, чем отличается игра на сцене от киноплощадки, обязательно ли их совмещать и на что пойти в ближайший уикенд.
Театральный центр «Арт-вояж» Фильмы «Доктор Лиза», «Блокадный дневник», сериал «Кровавая барыня»
一 Мария Дубина, Актриса театра и киноТеатр на Малой Бронной, создатель «Студии свободы», фильм «Мажор», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «О чем говорят мужчины. Продолжение»
一 Иван Титов, Актер театра и киноТеатр на Малой Бронной, иммерсивный театр «Вернувшиеся», сериал «Беспринципные», «Руммейт»
一 Любовь Хацкевич, Актриса театра и киноМалый театр Фильм «Горько», сериал «Тайный город»
一 Сергей Габриэлян-младший, Актер театра и киноЧем отличаются методики игры в театре и кино?
Иван Титов
Съемки в кино — как будто идти по канату, который лежит на дороге, а в театре — проход по канату, который натянут на высоте трехсот метров. В кино может сняться любой человек с улицы, если будет органично смотреться в камере, если хорошо поставить свет. Вот Балабанов снимал людей без актерского образования, но талантливых. В театре без познания ремесла ты не сыграешь. В кино не нужно ничего играть: камера, как лупа, увеличивает и гипертрофирует твое лицо. Улыбка, которая в театре кажется маловата, или слезы, как говорят у нас во МХАТе, на 9 ряду их не видно, и ты должен помочь пластикой, голосом. В кино наоборот: если ты улыбнешься чуть больше, камера это увеличит в семь раз.
Мария Дубина
Театр — долгоиграющая история. У тебя есть персонаж, с которым ты живешь. И не один год, а два, три — сколько идет твой спектакль. Если говорить о кино, это про длительную подготовку. К съемкам «Блокадного дневника» мне нужно было сильно похудеть, ведь Ленинград, блокада.Ты отснялся, и все. В театре нужно держать форму на протяжении всего сезона. Я всегда говорю: «Сломай себя». Театр важен для роста артиста. Например, если забыл текст, то обязан выкрутиться, и это здорово.
Любовь Хацкевич
В российском кино и сериалах чаще всего нет репетиций, но бывает так, что режиссеры репетируют, это делает продукт гораздо качественней. Потому что на самой площадке репетировать времени нет. Кино — довольно дорогостоящий процесс. В театре репетиции могут длиться больше года. Постоянные прогоны, поиск чего-то нового. Но там ты не можешь быть полностью органичным, потому что тебя должно быть слышно на последнем ряду. В кино же эксплуатируется твоя собственная природа, органика. Это более реалистичная история.
Где комфортней работать — на сцене или киноплощадке?
Мария Дубина
Это как любовь к маме или папе, это одно целое. Кино отсняли, и у тебя больше нет шанса что-то исправить. Театр — живой организм, живые зрители, где каждый раз ты выходишь по-новому. Вот как ты проснулся, как чувствуешь себя, так ты и выходишь. И никогда не выйдешь на сцену одинаковым.
Любовь Хацкевич
Как говорила Фаина Раневская, сняться в плохом кино — это как плевок в вечность. Люблю кино за разнообразие, потому что каждый новый проект — это новые люди, неповторяющиеся истории. В театре можно играть одну историю много лет, и это надоедает, но ты должен это освежать, вдыхать новое каждый раз.
Иван Титов
Конечно, на сцене театра. В кино ты снял — многие режиссеры думают, вот бы переснять и сделать по-другому. В театре всегда можно пробовать. Вот у меня сейчас премьера спектакля «Вишневый сад», после прогона мы всегда что-то меняем. Театр — это здесь и сейчас.
Насколько актуальна система Станиславского в театре\кино? Какой системой пользуетесь Вы?
Любовь Хацкевич
Она настолько просочилась во все и вся, что есть люди, использующие его приемы и даже не знающие об этом. Его система из ряда вещей, которые впитываются, словно с молоком матери. Она повсюду. Сама чаще пользуюсь именно этой системой. Но все же театр — постоянный поиск.
Мария Дубина
Если мы говорим про Станиславского, то это внутреннего к внешнему — что мы чувствуем, то мы и воспроизводим на зрителя. По Чехову — от внешнего к внутреннему. К съемкам в фильме, где я играла мать, скорее использовала систему Чехова, потому что наблюдала со стороны за другими мамами, прошедших свой путь. Но четких правил по выбору методики для театра и кино нет. Ты можешь использовать все сразу, подключая внутренние чувства. Зрителю все равно, по какой системе ты работаешь, ему важно увидеть полноценную историю.
Сергей Габриэлян-младший
Театр дает мне возможность экспериментировать над ролью и пройти процесс становления от внешнего к внутреннему. Главное правило в кино — не наигрывать. Если только этого не просит режиссер. Потому что в кино за тобой подсматривают, а в театре — наблюдают.
Что для Вас театр?
Мария Дубина
Театр — это жизнь. Это не преувеличение. Он взращивает, меняет, наполняет. Театр дает мне энергию, он дает мне воздух, дает любовь. Потому что любовь — это все. Когда ты занимаешься любимым делом, просыпаться и знать об этом. И не жаль ни одной потраченной минуты. Театр и кино создают личность.
Любовь Хацкевич
Это прыжок с парашюта, потому что второго дубля не будет. Волнение у большинства артистов не уходит, даже с опытом. С возрастом его просто легче перенаправлять в другое русло. Потом страх трансформируется в эйфорию. Со зрительской точки зрения, театр — волшебство. В кино есть множество возможностей создать мир, которого нет. В театре все на твоих глазах: три стула, три артиста создают мир, в который ты веришь с первой минуты. Для меня театр — борьба, когда ты понимаешь, что никто не прикроет, а на монтаже никто не спасет. Ты рассчитываешь только на себя.
Иван Титов
Театр — мой дом, куда я хочу приходить каждый день. Ты приходишь на репетицию, и то, как было сегодня, уже не будет завтра. Он живой. В последнее время мало живого театра, актеры катят на рельсах. Как восемь лет назад говорили взбираться на стул, так и встают на него.
На что сходить в театр?
Сергей Габриэлян-младший
Моноспектакль Евгения Гришковца «Прощание с бумагой». Ненавязчивое повествование, сдобренное хорошим чувством юмора.
Мария Дубина
Театр на Малой Бронной «Варшавская мелодия» — играют Пересильд и Страхов. То, что они делают, это невероятно. Я хожу на этот спектакль каждый сезон, он идет уже более 10 лет.
Любовь Хацкевич
Театр Фоменко «Сон в летнюю ночь».
Иван Титов
Однозначно «Евгений Онегин» Римаса Туминаса в театре Вахтангова, «Бесприданница» Крымова, очень нравится, что делает Крымов.