Российские законы оказались сложнее философского труда Канта

В ВШЭ оценили сложность российских законов. Толстой и Шарль Перро оказались куда проще для восприятия

В Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ проанализировали сложность российских законов. Оказалось, что уровень «непонятности» законов за прошедший год увеличился, об этом пишет «Коммерсантъ».

Для того, чтобы определить уровень синтаксической сложности, исследователи использовали индекс «Критики чистого разума» Иммануила Канта. Путем сравнения они определили, насколько российские законы сложнее для восприятия относительно философского труда. Главными критериями исследования стали:

Количество глаголов (чем больше, тем понятнее).

Отношение количества зависимых слов к общему количеству слов в тексте.

Количество причастных оборотов.

Количество слов в предложении.

Расстояние между зависимыми словами.

Количество грамматических основ в одном предложении.

Количество слов в абзаце.

Исходя из них, специалисты выяснили, что 87 российских законов сложнее, чем труд Канта.

Самым сложным был признан закон «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты, а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» — его ИСЗ составил 65 баллов.

Для сравнения, «Критика чистого разума» Иммануила Канта получила ИСЗ в 48 баллов, а сложность «Анны Карениной» получила лишь 16 баллов.

Законы пишутся в первую очередь для юристов – именно они их читают, толкуют. Если текст закона не понятен человеку без профильного образования, можно сказать, что он и не должен его понимать. Но если даже юрист говорит, что текст очень сложный – это уже показатель

Александр Кнутов, Старший научный сотрудник Центра анализа детальности органов исполнительной власти ИГМУ