Trinity Moss/Unsplash
Trinity Moss/Unsplash

Россия денонсировала Договор по открытому небу. Что это значит?

Москва ничего не теряет, но сотрудничать с Западом теперь будет еще тяжелее

Президент РФ Владимир Путин утвердил денонсацию Договора по открытому небу (ДОН). Европейская архитектура безопасности лишается еще одного ключевого элемента. Разбираемся, что все это значит.

О чем этот договор?

ДОН позволяет участникам проводить наблюдательные военные полеты над территорией друг друга. Договор заключили в 1992 году, изначально в него входили 35 государств.

Каждая страна имеет ограниченные «активные» и «пассивные» квоты на полеты. Например, Россия и Белоруссия (с точки зрения ДОН они составляют единую группу государств) могут отправить 34 миссии и принять 42.

Договор также включает жесткие требования к самолетам и их экипажам. Самолеты-наблюдатели должны быть безоружны и оборудованы специальной техникой для съемки, а на их борту должны присутствовать представители принимающей стороны.

Для наблюдательных миссий существуют и другие ограничения. Полеты над территорией России могут совершать с четырех аэродромов: в Кубинке, Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Максимальное расстояние от Кубинки и Улан-Удэ составляет 5 тыс. км, а от Магадана и Воркуты — по 6,5 тыс. При этом наблюдатели должны держаться за 10 км от границы с государствами, не входящими в ДОН.

Почему Россия вышла из него?

Россия денонсировала ДОН, потому что в ноябре 2020 года его покинули США. В пояснительной записке к законопроекту о денонсации указывалось, что действия Вашингтона нарушили баланс интересов и создали угрозу для национальной безопасности России.

Основания для этого есть. С выходом из ДОН США лишили Россию возможностей наблюдать за своими военными. В то же время они могут получать информацию об активности Москвы по линии НАТО, члены которого все еще участвуют в договоре.

Во время предвыборной президент США Джо Байден выступал против разрыва ДОН, поэтому у России были основания полагать, что Вашингтон изменит свое решение. Однако после вступления в должность Байден долгое время никак не затрагивал эту тему. В начале апреля замглавы МИД РФ Сергей Рябков дал США полтора месяца на принятие решения.

27 мая Госдеп уведомил МИД РФ, что США не будут пересматривать свою позицию по ДОН. Вашингтон мотивировал это «недавними действия России по отношению к Украине» и тем, что она «не предприняла никаких действий», чтобы вернуться к исполнению договора.

Рябков в ответ заявил, что Россия не будет менять свое поведение ради ДОН: «Мы не знаем, в какой части мы должны менять свое поведение. Если в том направлении, в котором они предлагают, то это просто невозможно»

Что теперь?

Существование ДОН теряет всякий смысл. Страны НАТО и бывшие члены социалистического блока заключали его, чтобы добиться большей прозрачности в военной активности и повысить доверие друг к другу.

С тех пор большая часть Восточной Европы присоединилась к НАТО, поэтому ДОН фактически превратился в договор о взаимных инспекциях между альянсом и Россией. С уходом Москвы проверять будет просто некого.

Для самой России ничего не изменится. Всю необходимую информацию о деятельности США и НАТО Москва и так получала усилиями собственной разведки и с помощью систем спутникового наблюдения. Поэтому для нее (равно как и для США) ДОН имел скорее символическое значение и служил мерой укрепления доверия.

Средние и маленькие государства будут ощущать развал ДОН сильнее. Продвинутых систем наблюдения у них нет, а теперь они рискуют лишиться и последней возможности хоть как-то мониторить военную активность соседних стран. Особенно это касается стран Прибалтики и Восточной Европы, которые традиционно болезненно реагируют на любые военные маневры России.

━━━━━

Виталий Рюмшин