Что нужно знать о школьных шутингах? Гайд для родителей
11 мая в Казани учащийся колледжа устроил массовую стрельбу в школе, которую окончил четыре года назад. По официальным данным, погибли девять человек. Всего пострадали 20 человек, 18 из них — дети. Шесть человек до сих пор находятся в реанимации.
Кажется, что из года в год число подобных инцидентов растет, и это вызывает все большее беспокойство родителей. Итак, вы мама или папа школьника и читаете новости о новых случаях шутинга. Стоит ли бояться и что делать — объясняем.
Где появился школьный шутинг?
Школьный шутинг — явление, которое преимущественно ассоциируется с Соединенными Штатами. Первые громкие случаи произошли в начале прошлого столетия — например, в 1927 году в результате массового расстрела в школе «Бат» погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы.
Самым известным случаем шутинга считается история в школе «Колумбайн». В 1999 году два школьника, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, совершили нападение, использовав стрелковое оружие и самодельные взрывные устройства. Тогда погибли 13 человек, 23 получили ранения. Именно Эриком и Диланом вдохновился Владислав Росляков, совершивший самый массовый шутинг в России — атаку в Керчи, в результате которой погиб 21 человек.
С тех пор явление массшутинга еще называют «колумбайном», подразумевая нападение на школьников и учителей в учебном заведении.
В последнее время слышу об этом все чаще — шутингов в России стало больше?
В России говорить о школьном шутинге стали совсем недавно — после нападения в 2014 году в одной из московский школ. Тогда ученик застрелил учителя географии и сотрудника полиции, при этом взяв в заложники других учащихся. Вскоре его задержали — он до сих пор отбывает наказание в колонии.
За последние пять лет известно как минимум о 14 случаях стрельбы в школах. Но большинство из них нельзя назвать массшутингом — зачастую стрельба производилась из пневматического оружия, пострадавшие получали легкие травмы, и подобные дела классифицировали как «хулиганство». Иногда ЧП с оружием происходили случайно, а зачинщиком стрельбы выступал не ученик, а учитель.
Так что паниковать не стоит — тем более, что спецслужбы регулярно предотвращают потенциальные «колумбайны» еще до того, как они произойдут.
Из-за чего происходят «колумбайны»?
В книге «Колумбайн» журналиста Дейва Каллена выделяются три причины, по которым случаются подобные инциденты:
• Подростковая депрессия. По статистике, 61% школьных стрелков «чувствовали крайнюю подавленность или отчаяние», 78% «либо пытались покончить с собой, либо думали об этом». Присущие стрелку образ мыслей и эмоциональная реакция на мир могут сформироваться за несколько лет до того, как он возьмет в руки оружие. За это время нужно успеть помочь ребенку и предотвратить потенциальное убийство.
• Недостаточно жесткое законодательство об оружии. Необходимы законы, которые бы сделали бы боевое оружие менее доступным для несовершеннолетних.
• Глорификация «колумбайнов» в медиа. Журналисты зачастую гонятся за сенсационными новостями и «предоставляют микрофон» убийцам вместо того, чтобы дискредитировать их. Медиа стоит акцентировать внимание на жертвах, а не на стрелке — не показывать его и не называть его имени.
Как распознать потенциального стрелка? Может, есть какие-то сигналы?
Да, исследователи давно пытаются собрать воедино главные маркеры, на основании которых можно предупредить шутинг. Вот главные из них:
• Ребенок — жертва школьного буллинга. Вы замечаете, что над ребенком издеваются одноклассники.
• Депрессия или негативные эмоции. Они могут привести к агрессии, которая часто становится бесконтрольной для детей. При антиобщественных чертах поведения вашего ребенка риск увеличивается.
• Ребенок собирает плакаты с убийцами, стрелками, смотрит о них фильмы. Также он может изучать сайты об использовании оружия или заходить в тематические магазины.
• Создание фейковой страницы, с которой ребенок общается в специальных чатах. Их название необязательно указывает на принадлежность к школьному шутингу. На странице он может публиковать контент, связанный с «колумбайнами», — видео с преступлениями или аудиозаписи.
• Прямые свидетельства с указанием на планы. В большинстве случаев стрелки публикуют информацию в своих сетях, говорят кому-то из знакомых. Казанский шутер создал Telegram-канал, в котором разместил предупреждение о массовом убийстве.
• Если вы считаете, что все стрелки — это девиантные подростки из неблагополучных семей, то вы ошибаетесь. По следам трагедии в Казани видно, что это могут быть любые тихие дети с серьезными психологическими травмами, переживаемые ими внутри.
Что я могу сделать, чтобы предотвратить шутинг?
Поговорить с учителями и администрацией школы. Акцент в общеобразовательных заведениях традиционно делается на получении академических знаний, а не на распознавании социальных потребностей учеников. Школа может организовать индивидуальные встречи школьников с психологами, чтобы оказать помощь нуждающимся.
Уделять качественное внимание ребенку. Больше разговаривайте, анализируйте фильмы, книжки, поступки. Правильное формирование понятий «добра» и «зла» может скорректировать поведение ребенка, и он будет искать решение проблемы не в ружье, а в разговорах.
Отвести к психологу. Если вы понимаете, что не в силах справляться с подростковыми проблемами, то это нормально. Общий язык поможет найти детский психолог — школьный, государственный или частный. Скепсис по отношению к психотерапии остался в далеком прошлом. Возможно, именно специалист поможет увидеть скрытые травмы ребенка, выявить его проблемы в школе или вовремя их предотвратить.