
Значение Ледового Побоища
Поздравляем с 800-летием рождения Александра Невского. Как и любой российский выдающийся исторический деятель он регулярно подвергается попытке переосмыслить его роль. Само собой, в меньшую сторону. Давайте же и мы порассуждаем о значении его побед. Предупреждаем: в статье будет немного интерпретаций, даже можно сказать, политических, но мы основываемся на мнениях профессиональных историков.
Александр хоть и Невский, но знаем мы его преимущественно по Ледовому побоищу. Место битвы до сих пор не найдено со 100% точностью, так что есть сомнения, что оно было «ледовым». Но некоторые сомневаются и в том, что оно было «побоищем».

Сомнения рождаются, потому что по оценкам современных историков максимум в битве участвовало 400 членов ордена (разной степени посвящения, поэтому в западных летописях, говорится лишь о десятках рыцарей, но это речь только про «полных братьев») и 800 русских воинов. Еще, как говорится в нашей летописи, «чудь (эсты) без числа», но тут мы оценить количество союзников тевтонцев уже вряд ли когда-то сможем. То есть в сумме — от чуть более чем 1000 человек, но никак не десятки тысяч и даже вряд ли просто несколько тысяч.
Это и может смутить. А не стоит.
Ведь как мы себе представляем средневековые битвы? В наши дни в основном по фентези, к сожалению. Так в решающий момент битвы на Пеленнорских полях во «Властелине колец» Рохан приводит 6 тысяч конных копьеносцев. Что для нас сейчас 6 тысяч? Далеко не каждый футбольный матч в России собирает столько зрителей.
Но во времена Классического Средневековья (как раз 11-13 века в реальности), которыми и вдохновлена книга Толкиена, 6 тысяч конных копьеносцев — это чудовищная цифра. Если это понимать, то и фэнтези будет восприниматься иначе, но сейчас речь про настоящую историю. В те времена в Европе конфликт, где столкнулись несколько десятков конников (а иначе тогда и не воевали почти) с каждой стороны — это полноценных конфликт, а вовсе не мелкая стычка. Самые легендарные битвы, вроде одной из крупнейших битв Столетней войны, при Пуатье 1356 года, едва ли собрала 25 тысяч участников. И там уже пехоты было значительное количество.
Вот отрывок из фильма «Властелин колец: Возвращение короля», чтобы примерно понять масштаб. Монголы, возможно, в реальности могли собрать такую силу. В случае феодальной Европы это — фэнтези.
Кстати, реальный ход средневековой войны мы обсуждали с самым настоящим практикующим рыцарем (это не прикол, человек этим неплохо на жизнь зарабатывает) в выпуске нашего подкаста — вот тут про него на Дзене, а вот он сам.
Еще один смущающий факт в том, что битву нельзя однозначно назвать битвой объединенной Руси против рыцарей. Ведь в битве участвовали только новгородцы, псковитяне и немного суздальцев, которые прибыли туда, потому что их князь был братом Александра.
Так в чем же тогда значение «Побоища», если получается, что это «небольшой пограничный конфликт»? Попробуем пояснить с помощью сравнения. С историческо-научной точки зрения так делать не совсем корректно, но мы предупреждали в первом абзаце.
Перенесемся в конец 30-х годов 20-го века. В Европе широкомасштабная мировая война еще не началась, тогда как на Востоке японские милитаристы уже оккупировали Маньчжурию, которая до войны и после являлась территорией Китая. И они решили проверить на прочность Советский Союз, что вылилось в боестолкновения возле озера Хасан в Приморье и у реки Халхин-Гол в Монголии.
По меркам более поздних сражений на Западе — битвы крайне немасштабные. Как в свое время и Ледовое Побоище на фоне нашествия Батыя с Востока. Но тогда еще не маршал Георгий Жуков с подчиненными ему частями дали настолько решительный отпор японцам, что они не напали на Союз даже осенью 41-го, когда под Москвой ситуация была критической.

Ситуации разделяет более 700 лет, но они почти зеркальны. Именно благодаря «небольшим» победам Александра Невского ему или его соратникам не пришлось чуть позже одерживать более крупные победы. А они, конечно же, обошлись бы большей ценой.