Сергей Федюнин/Министерство обороны РФ
Сергей Федюнин/Министерство обороны РФ

Строительство первого российского авианосца оценили в 500 млрд рублей. Зачем он нам?

Авианосцы могут подстегнуть развитие флота, но цена вопроса уж слишком высока

Россия может в ближайшем будущем приступить к строительству нового авианосца. Об этом сказал член Морской коллегии при правительстве РФ Владимир Поспелов в интервью РИА Новости. Авианосцы — больной вопрос для российского ВПК, который то и дело встает ребром, но никак не может решиться. Разбираемся, почему у России до сих пор нет авианосца и нужно ли нам собственное «оружие империализма».

Что сказал Поспелов?

Планы по строительству нового авианосца могут включить в госпрограмму по вооружениям на 2024-2033 гг. Аванпроект корабля уже есть. Флоту нужно по меньшей мере три авианосца: один головной и два серийных. Водоизмещение головного корабля должно быть не менее 70-80 тыс. тонн. Его строительство оценивается в полтриллиона рублей, но стоимость проекта может вырасти на 10-20%.

При готовой верфи и наличии подходящих самолетов авианосец могут строить как минимум 10 лет. Но на данный момент у России нет предприятий, которые могли бы делать такие корабли. «Севмаш» загружен другими проектами, а судостроительный завод «Звезда» на Дальнем Востоке еще не готов.

Для чего нужны авианосцы?

Авианосцы — самые крупные из ныне существующих военных кораблей и основа любого сильного океанского флота.

Основное предназначение авианосцев, как ни странно, — нести авиацию. ВВС любой страны имеют очень ограниченный радиус действия, а переброска их традиционными методами на длинные расстояния для оперирования в других точках мира требует значительных усилий и ресурсов.

Авианосец решает эту проблему. Он действует как своеобразная передвижная авиабаза и может доставлять ВВС в любую точку мира в сравнительно короткие сроки. Он также перевозит топливо и другие припасы, необходимые для длительного функционирования авиагруппы.

Боевые задачи авианосца определяются в зависимости от состава находящейся на нем авиагруппы. Так, он может служить средством противовоздушной и противолодочной обороны, поддерживать сухопутные войска с моря или выполнять стратегические задачи, если на нем есть самолеты с ядерным оружием.

Почему у России до сих пор нет авианосцев?

Создание сильной авианосной группировки — очень долгий и затратный процесс. В составе флота США находится больше 10 авианосцев, но они начали создавать свою группировку еще в начале XX века. А вот советское руководство в свое время решило противопоставить американским авианосцам подлодки с крылатыми ракетами, которые могли бы топить их.

Dennis C. Cantrell/U.S. Navy
Dennis C. Cantrell/U.S. Navy

Проект первого советского атомного авианосца класса «Орел» появился только в 1970-х гг. К 1986 году СССР должен был построить три таких корабля, однако уже в 1973 году программу свернули, заменив ее строительством тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР).

Таким образом Москва пыталась обойти условия Конвенции Монтрё, которая не позволяла выводить авианосцы из Черного моря через пролив Босфор. А еще советская пресса без устали клеймила авианосцы как «оружие империализма».

Разговоры об авианосцах возобновились только в 2000-х гг., однако у России не было средств и технических возможностей для их постройки, а также долгосрочных планов для использования таких кораблей.

Потребность в собственных авианосцах начала появляться только с 2014 года в условиях растущей конфронтации с Западом. Сегодня у России есть два выхода: строить дорогостоящие суперавианосцы или обойтись легкими и дешевыми моделями. Судостроители уже разработали несколько проектов авианосцев, но ни один из них еще не начали реализовывать.

Какие проекты авианосцев есть?

Проект «Шторм». Его представил Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) в 2015 году. Главная особенность «Шторма» — ледокольное оборудование, которое позволит ему оперировать в холодных широтах.

Характеристики: водоизмещение — 95 тыс. тонн; длина — 330 м; энергетическая установка — на органическом топливе/смешанная (атомная и газотурбинная); скорость — 26-30 узлов; оснащение — 2 трамплина, 4 электромагнитные катапульты, 4 аэрофинишера; авиагруппа — 80-90 ед.

Проект «Шторм-КМ». Облегченный вариант «Шторма», который КГНЦ представил в 2018 году. По словам директора КГНЦ Павла Филиппова, такой авианосец можно построить за пять лет, а его строительство обойдется в 200 млрд рублей.

Характеристики: водоизмещение — 40 тыс. тонн; длина — 304 м; энергетическая установка — газотурбинная; скорость — 28 узлов; оснащение — трамплин и электромеханическая катапульта; авиагруппа — 46 ед.

LeAZ-1977/Wikimedia Commons
LeAZ-1977/Wikimedia Commons

Проект «Ламантин». Вышел из-под пера Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ) в 2019 году. «Ламантин» представляет собой атомный суперавианосец, характеристики которого сопоставимы с американскими аналогами.

Характеристики: водоизмещение — 80-90 тыс. тонн; длина — 350 м; энергетическая установка — атомная; скорость — 30 узлов; оснащение — 1 трамплин, 2 электромагнитные катапульты, 4 аэрофинишера; авиагруппа — до 60 ед. + 10 беспилотников.

Проект «Варан». Самый новый проект, разработанный Невским ПКБ в 2021 году. «Варан» значительно меньше всех предыдущих вариантов, зато он может быть оснащен современными робототехническими комплексами и обладать высокой степенью автоматизации.

Характеристики: водоизмещение — 45 тыс. тонн; длина — 250 м; энергетическая установка — газотурбинная; скорость — 26 узлов.; авиагруппа — 50 ед. (24 самолета, 6 вертолетов и до 20 беспилотников).

А как же «Адмирал Кузнецов»?

«Адмирал Кузнецов» — не авианосец, а ТАВКР. По сути это гибрид авианосца и крейсера. Традиционные авианосцы служат только для транспортировки самолетов, а ТАВКР также обладает собственным артиллерийским и ракетным вооружением. Кроме того, по своим характеристикам «Адмирал Кузнецов» не может полноценно выполнять задачи авианосцев.

«Адмирал Кузнецов» гораздо меньше авианосца и обладает ограниченной дальностью плавания. Для сравнения: водоизмещение американского суперавианосца класса Nimitz превышает 100 тыс. тонн, он может преодолевать неограниченные расстояния и перевозить 90 единиц авиатехники. «Адмирал Кузнецов» с водоизмещением 55 тыс. тонн может плавать максимум на 8,5 тыс. морских миль (15,7 тыс. км), а состав его авиагруппы ограничивается 50 самолетами.

У «Адмирала Кузнецов» есть еще одна большая проблема — корабль очень сильно устарел. Он работает на паротурбинной энергоустановке, а для запуска самолетов использует трамплин. Из-за этого авиация не может взлетать с полной боевой загрузкой. Это не соответствует характеристикам современных авианосцев, которые плавают на атомных установках и используют паровые катапульты (которые уже вытесняются электромагнитными).

Из-за многочисленных проблем на «Адмирале Кузнецове» постоянно происходят аварии. Особенно явно это стало заметно после сирийской кампании 2017 года, когда корабль потерял два самолета из-за обрыва троса аэрофинишера. С 2018 года он находится на ремонте под Мурманском — за это время он пережил пожар и падение башенного крана.

Нужны ли вообще России авианосцы?

Аргумент за: они помогут расширить присутствие в Северном Ледовитом и Тихом океанах и более эффективно конкурировать с США на море. А еще они — показатели престижа.

Авианосцы способны в разы увеличить боеспособность российских морских соединений. Находящиеся на них самолеты можно использовать для отражения воздушных атак противника, разведки и целеуказания для других кораблей, а также как ударную группу.

Россия имеет очень длинную береговую линию, которую сложно защищать. Авианосцы идеально подходят для этого — их мобильность и гибкость позволят выполнять задачи, на которые не способна береговая авиация.

Строительство авианосцев может позволить себе не каждая страна. Да, оно может растянуться на долгие годы и «сожрать» миллиарды долларов, но реализация проекта обязательно окупится сторицей — даст толчок развитию флота и просто создаст рабочие места.

Аргумент против: издержки их обслуживания слишком высоки, а потеря такого корабля — серьезный удар по боеспособности флота. С американским флотом можно бороться и другими методами — например, ракетами.

Озвученная сумма в 500 млрд рублей (которая может быть и выше) еще не учитывает стоимость обслуживания, а она может достигать нескольких сотен миллионов долларов в год. Даже один авианосец ляжет тяжким бременем на экономику, а России требуется три-четыре таких корабля.

Российская военная доктрина — сугубо оборонная. У нее нет планов проводить операции в дальних регионах, поэтому строить авианосцы незачем. Обеспечивать оборону можно и с помощью перспективных гиперзвуковых ракет, а вот спущенный на воду через 10 лет авианосец может к тому времени уже потерять свою актуальность.

━━━━━

Виталий Рюмшин