Сергей Савостьянов/ТАСС
Сергей Савостьянов/ТАСС

«Легче позвать инопланетян»: зачем ФСИН труд заключенных и каковы аргументы против

В ведомстве обещают: «это будет не ГУЛАГ». Но эксперты все равно настроены скептически

Директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Калашников предложил организовать специальные центры для осужденных, которые имеют право на замену наказания принудительными работами. Исправительные точки хотят устроить на крупных объектах, где не хватает рабочей силы.

Это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойные условия, потому что этот человек уже будет трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, при желании с семьей, получать достойную зарплату.

Александр Калашников, глава ФСИН

Какие аргументы за эту идею приводит ФСИН и какие аргументы существуют против — разбираемся.

В последние годы об использовании труда заключенных говорят все чаще

— Бывший директор ФСИН Александр Реймер еще в 2009 году собирался организовать колонии-поселения на больших стройках и в городах с крупными предприятиями. Но позже Реймер был осужден за коррупцию и получил восемь лет колонии.

— Заместитель главы ФСИН Олег Коршунов сообщал, что благоустройством Сочи к Олимпийским играм займутся в том числе заключенные из южных колоний. Тогда же ведомство собиралось направить осужденных на строительство Крымского моста.

— В 2015 году депутаты предлагали использовать труд осужденных для строительства объектов к ЧМ-2018 по футболу, который проходил в России. В рамках законопроекта Александр Хинштейн собирался позволить заключенным работать за пределами исправительных колоний — «в другой местности».

— В апреле правительство предлагало отправлять осужденных на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба. Эту инициативу обосновали дефицитом рабочих мигрантов, которые не вернулись в Россию из-за пандемии. Начальник Управления организации исполнения наказаний Елена Коробкова говорила, что создание рабочих мест на БАМе позволит заключенным выходить на свободу досрочно. Пока недостаток кадров закрывают железнодорожными войсками — 3 тыс. военнослужащих приступят к строительству в этом году. Однако требуется около 15 тыс. рабочих.

— В марте директор ФСИН заявлял о возможной отправке заключенных в Арктику. Там бы они занялись очисткой территории от загрязнений. Калашников говорил, что уже договорился об этом с администрацией Норильска.

Все эти предложения в итоге либо отклонялись, либо до сих пор обсуждаются. Но на координационном совете уполномоченных по правам человека в Красноярске Калашников сообщил, что в России уже есть регионы, где работают исправительные центры. Например, в Красноярском крае.

Так это будет похоже на ГУЛАГ?

ГУЛАГ (1929-1960 гг.) существовал как целая система лагерей, которая использовалась для строительства большинства крупных промышленных и транспортных объектов страны. Туда ссылали осужденных со всего СССР, в том числе по политическим статьям. За три десятилетия зэки построили города (Воркута, Дудинка, Ухта), магистрали (Трансполярную и Печерскую), железные дороги (Кольскую и Сибирскую) и многое другое.

Предложение Калашникова сложно назвать второй версией ГУЛАГа. И вот почему:

1. Теперь заключенные смогут отправляться на принудительные работы по желанию. В советское время они не имели права выбора — оставаться в колонии или ехать на строительство федеральной трассы.

2. Осужденные, которые отправятся в трудовые лагеря, будут получать «достойную зарплату». Жертвы ГУЛАГа стали получать деньги за свой труд только с 1949 года, то есть спустя 20 лет после создания управления.

3. У «спецконтингента» появится возможность выбрать место проживания. Заключенные смогут построить себе общежитие или же снять квартиру неподалеку от места работы. Там же им разрешат жить вместе с семьей.

4. Изменились условия содержания заключенных, например, питание. Если зэку ГУЛАГа было положено 2000 ккал в день (этого крайне мало для взрослого человека, занятого тяжелым физическим трудом), то сейчас суточный рацион составляет 2600–3000 ккал.

Трудовые лагеря XX века, как правило, находились в зонах с экстремальными климатическими условиями. Бараки, в которых жили зеки, почти не отапливались. Поэтому часто осужденные умирали от простудных заболеваний, так и не успев выйти на свободу.

Что не так с идеей трудовых лагерей

Исследованием экономики ФСИН занималась Олеся Костенко, заведующая отделом на экономическом факультете МГУ. По ее словам, «трудовая адаптация — лукавство» и речь идет о легализации рабского труда.

В колониях-поселениях, как правило, оказываются люди, которые не совершили тяжких преступлений и которые имели какие-либо профессиональные навыки. Если, к примеру, бухгалтеру или врачу дадут лопату месить цемент, он, напротив, растеряет полученные на воле навыки и после освобождения будет никому не нужен.

Олеся Костенко, сотрудник экономического факультета МГУ

Еще один аргумент — труд заключенных неэффективен, а зарплата, которую они получают, мизерная. Об этом три года назад отчиталась Счетная палата.

По данным на 2016 год, заключенные получали всего 3,6 тыс. рублей — это было меньше средней зарплаты россиянина более чем в 10 раз. В марте этого года директор ФСИН сообщил, что зарплата заключенных выросла на 11% по сравнению с предыдущим годом — она составила 5,5 тыс. рублей. Если сравнить показатель со средним доходом россиянина за прошедший год (51 тыс. рублей), то теперь зарплата заключенного уступает ему в девять раз.

Кроме того, член генсовета «Деловой России» Антон Степанов рассказывал о том, что бизнес вряд ли доверит заключенным высококвалифицированную работу.

Мы проводили исследования: работники предприятий не очень хотят трудиться вместе с теми, кто отбывает наказание. С другой стороны, предприятия и не доверят работу на сложных и дорогих станках или аппаратуре людям, которые не имеют необходимых навыков.

Антон Степанов, член генсовета «Деловой России»

Федерация мигрантов тоже раскритиковала предложение главы ФСИН о привлечении заключенных к работам в местах, где обычно трудятся мигранты. По мнению главы организации Вадима Коженова, приезжие работники — квалифицированные сотрудники, в то время как зэки не имеют никакого отношения к специализированному труду (более того, их даже некому учить). Коженов уверен, что заключенным и вовсе не нужна работа, потому что «их бесплатно кормят, моют и им есть где спать».

Отправить сообщение в космос, чтобы прилетели инопланетяне и сделали всю ту работу, которую планирует руководитель ФСИН. Мне кажется, это ближе к тому, что возможно в реальном мире.

Вадим Коженов, глава Федерации мигрантов

Почему ФСИН подняла эту проблему сейчас?

Все дело в трудовых мигрантах. Только за прошлый год их отток превысил 1,5 млн человек. По оценке замгендиректора РЖД Андрея Макарова, «20-25% сотрудников всегда были привозными».

Еще одна проблема с мигрантами — их транспортировка. Руководитель Магаданской области Сергей Носов пожаловался Калашникову, что иностранных рабочих с золотых приисков в его регионе приходится отправлять домой чартерными рейсами — причем организация трансфера ложится на плечи властей.

ФСИН уверена, что мигрантов можно заменить трудом заключенных — это не только выгоднее, но и полезнее для самих осужденных. По словам главы ведомства, из 482 тыс. заключенных примерно 188 тыс. имеют право на принудительные работы.

В ОНК уже одобрили инициативу Калашникова, так как многие осужденные хотели бы работать и получать зарплату. Правда, исправительные колонии сильно ограничены в производстве и «карьерных пути» там всего два — можно заняться либо деревообработкой, либо швейным делом.

Предприятия, которые будут нанимать заключенных, получат льготы

17 мая члены Совета Федерации Андрей Кутепов и Валерий Васильев внесли в Госдуму законопроект о признании осужденных социально уязвимой категорией граждан. По задумке авторов инициативы, предприятия, которые будут давать заключенным рабочие места, смогут получить статус «социального предпринимателя». Таким образом члены парламента планируют привлекать коммерческие организации к сотрудничеству с колониями, которые не полностью используют свои рабочие кадры.

Отметка «социального предпринимателя» дает возможность получать бесплатные консультации, льготные кредиты и скидки по аренде государственного и муниципального имущества. Пока что статус предоставляется предприятиям, которые нанимают пенсионеров, инвалидов, незащищенные слои населения и заключенных, вышедших на свободу.

Кутепов и Васильев уверены, что изменения помогут заключенным освоить новые профессиональные навыки, в том числе научиться работе со специальным оборудованием, а после освобождения успешно трудоустроиться.

━━━━━

Эльвира Асмакиян