Kevin Hackert/Unsplash
Kevin Hackert/Unsplash

От Сноудена до Протасевича: вспоминаем случаи принудительных посадок самолетов

И объясняем, что о подобных ситуациях говорится в международных конвенциях

23 мая самолет авиакомпании Ryanair, выполнявший рейс из Афин в Вильнюс, совершил принудительную посадку в аэропорту Минска после сообщения о заложенной на борту бомбе. Один из пассажиров, бывший главный редактор и один из основателей Telegram-канала Nexta Роман Протасевич был задержан.

Подобные ситуации, когда те или иные страны и их ВВС принуждали транзитные рейсы к экстренной посадке, случались и раньше. Рассказываем о самых громких из них за последние 11 лет.

2010 год. Перехват над Персидским заливом

23 февраля 2010 года истребители ВВС Ирана перехватили над Персидским заливом и принудили к посадке пассажирский самолет Boeing 737 киргизской авиакомпании Kyrgyz Airways. Лайнер следовал из Дубая в Бишкек, а приземлился в аэропорту города Бендер-Аббаса на юге Ирана.

С рейса сняли следовавшего по фальшивому афганскому паспорту Абдулмалика Риги — лидера суннитской террористической группировкки «Джундалла» («Солдаты Аллаха» или «Воины Аллаха», организация запрещена в РФ). Она действовала на юго-востоке Ирана и подозревалась в связях с запрещенной в РФ организацией «Аль-Каида».

После ареста Риги киргизскому самолету было разрешено продолжить свой путь. Террориста приговорили к смертной казни и повесили в тегеранской тюрьме.

2012 год. Турецкий гамбит

В 2012 году Турция заставила посадить в Анкаре сирийский пассажирский борт, который летел по маршруту Москва — Дамаск. Турецкое руководство заподозрило, что он перевозил оружие в нарушение правил гражданской авиации.

На борту находились 35 пассажиров, в том числе 17 россиян, включая детей. После того как груз был изъят, самолет продолжил путь в Сирию.

По сообщениям турецких СМИ, в самолете обнаружили оборудование для армейской радиосвязи, а также агрегаты, которые могли служить компонентами ракет.

Российская сторона заявила, что никакого оружия на борту не было, а перевозка электроники не противоречит международным конвенциям.

2013 год. Сноуден, которого не было

В июле 2013 года самолет президента Боливии Хуана Эво Моралеса экстренно приземлился в Вене после вылета из Москвы.

Борт находился в воздухе более трех часов, когда пришло сообщение о том, что Италия, Франция, Испания и Португалия срочно отзывают свое разрешение об использовании воздушного пространства и аэропортов своих стран.

Самолет Моралеса, несмотря на президентский иммунитет, был обыскан. Западные спецслужбы предполагали найти на его борту Эдварда Сноудена, который якобы собирался перебраться из России в Латинскую Америку.

Однако Сноудена в самолете не оказалось. Борт продолжил путь, а европейские страны принесли Моралесу извинения.

2016 год. Охота за активистом «антимайдана»

В октябре 2016 года самолет авиакомпании «Белавиа», выполнявший рейс по маршруту Киев — Минск, был вынужден вернуться в аэропорт вылета.

Служба безопасности Украины заявила, что развернула лайнер из-за пассажира, который, по мнению СБУ, был пророссийским провокатором. Этим человеком оказался Армен Мартиросян — активист «антимайдана» и гражданин Армении.

После дозаправки самолет вылетел в Минск. Мартиросян также был отпущен и отправился в столицу Белоруссии следующим рейсом.

2020 год. Воздушный «буллинг» со стороны США

Летом 2020-го иранский пассажирский самолет авиакомпании Mahan Air, следовавший по маршруту Тегеран — Бейрут, был перехвачен истребителем F-15 ВВС США.

Как сообщили летчики, боевой самолет совершал опасные маневры и мог спровоцировать столкновение. Рейс все-таки достиг Бейрута, но был вынужден совершить экстренную посадку.

От резкого крена и жесткого приземления на борту пассажирского лайнера пострадали несколько человек.

Ситуация вокруг Протасевича

23 мая рейс Афины — Вильнюс экстренно сел Минске из-за сообщения о бомбе, которое впоследствии оказалось ложным.

По официальной версии, президент Белоруссии Александр Лукашенко приказал поднять в воздух истребитель МиГ-29, чтобы сопроводить самолет. Согласно другой точке зрения, которой придерживается Запад, это был перехват для ареста журналиста Романа Протасевича.

IATA (Международная ассоциация воздушного транспорт) призвала к тщательному расследованию произошедшего. В ICAO (Международная организация гражданской авиации указали, что инцидент с самолетом Ryanair может противоречить Чикагской конвенции.

Что говорят международные конвенции

Члены ICAO обладают полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией. Об этом говорится в статье 1 Конвенции о международной гражданской авиации.

Один из подпунктов Конвенции устанавливает, что каждое государство имеет право требовать посадки в каком-либо указанном аэропорту гражданского судна, «если оно совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями настоящей Конвенции».

Документ предусматривает, что страны-участники обязаны в любом случае обеспечивать безопасность воздушного судна. «Соответственно, любые действия, которые они предпринимают для обеспечения этой безопасности, абсолютно правомерные», — говорят эксперты.

━━━━━

Никита Прунков