«Мам, сотка, сотка, сотка!» Стобалльники — о том, как сложилась их жизнь после ЕГЭ
31 мая по всей стране стартует Единый государственный экзамен. В первый день старшеклассники сдают географию, литературу и химию. Основные экзамены продлятся до 24 июня, с учетом резервных дней — до 17 июля.
Каждый год СМИ пишут о школьниках, набравших заветные 100 баллов. В среднем из 700 тыс. выпускников только 6-8 тыс. получают максимальную оценку хотя бы по одному предмету. За все время проведения экзамена всего шесть человек смогли набрать 400 баллов за четыре предмета.
Мы пообщались с одним из них и еще двумя, получившими по 300 баллов, о том, как они сдавали ЕГЭ и как сложилась их жизнь после экзамена.
Руслан Салимгареев, Москва
В 2018 году Руслан получил 400 баллов по русскому языку, математике, химии и биологии. Еще до экзаменов у школьника было 10 дипломов всероссийских олимпиад. Руслан поступил на бюджет в МГУ им. Ломоносова — на факультет биоинженерии и биоинформатики. Со своими однокурсниками он ставит эксперименты над бактериями и белками, готовится к серьезной научной деятельности.
Об известности и травле
Я был в центре внимания, поэтому опасался за собственную безопасность. Мне ведь много кто писал во «ВКонтакте», пока я не закрыл личные сообщения. Не все желали успехов, были и гадости. Не все хотят хорошее писать. Могли скинуть какой-то треш с картинкой: «Вот так тебя рожали». Но я это пережил.
Уже редко кто меня узнает — «А, ты тот самый!..» Было забавно, что мои будущие однокурсники почти все обо мне слышали. Может, родители сказали. Потом мы познакомились лично. И первое впечатление обо мне из новостей никак не повлияло на наше общение, к счастью. Многие ведь думали, «как уже достал этот четырехсотбалльник».
Осознание того, что набрал самый высокий балл в тот год, уже ушло. Хотя иногда бывает, когда мне об этом напоминают, в общежитии, например — «Вот смотрите, с кем мы живем».
Об учебе и трансформации бактерий
Сотки — лишь венец всех достижений. Моя подготовка дала важную способность — заниматься.
За годы обучения на факультете становится все интересней. Базовые курсы прошли, и сейчас наконец началась генная инженерия, биохимия. То, чего не было в школе. Что-то более профессиональное.
Скоро будет практика по генной инженерии. Мы будем трансформировать бактерии. Например, есть лабораторная бактерия и мы вносим в нее ген. Для этого готовим специальный вектор — молекулу или конструкцию, с помощью которой этот ген будет внесен. И потом получается бактерия с нужным нам геном. Дальше проверяем ее с помощью селекции — хороший белок у нас вышел или нет. Вот как сейчас исследуют коронавирус, эти техники аналогичные нашим. И вакцины ковидные — там вносят бактерии не в молекулы, а в животных.
Еще сейчас учусь в Школе анализа данных от «Яндекса». Там вообще сложно. Два года учебы. Из нас выращивают аналитиков данных в прикладных науках. Если в МГУ у меня пятерки, то в «Яндексе» я не напрягаюсь — в основном хотя бы на «удовлетворительно», чтобы не выгнали. При таком ритме работать просто невозможно. Для будущего в МГУ я пытаюсь проводить хорошие исследования.
О планах на будущее и вдохновении
После учебы я могу пойти работать в IT-направление из-за склада ума. Но хотел бы продолжить заниматься биоинформатикой. В идеале — пойти в стартап или биологическую компанию. Важно осмысленно заниматься тем, на что пошел. Это вдохновляет. Мне важно делать то, что нравится.
Стремитесь к тому, что вас вдохновляет. И помните, что вокруг замечательные люди. Друзья вас всегда поддержат. И если бы не эти баллы, я был бы таким же.
Максим Мордяшов, Набережные Челны
В 2013 году Максим получил 300 баллов по информатике, математике и физике. В тот же год ему удалось поступить на бюджет в МГУ им. Ломоносова — на механико-математический факультет. Он мог попасть туда и без ЕГЭ, потому что стал победителем «ломоносовской» олимпиады, но решил все равно сдать экзамены. Максим недавно женился на однокурснице. Работает аналитиком данных в крупной компании.
«Ты самый отсталый в классе»
У меня была огромная база по математике с лучшим учителем Татарстана. Но с физикой возникла проблема — репетитора даже нанимали. Она всегда была для меня загадочной наукой — откуда все эти формулы?.. Их я узнал только в вузе.
За русский получил маленький балл — у меня всегда были проблемы с языками. Мне было без разницы, но мама расстроилась: «У всех остальных больше. Ты самый отсталый в классе».
Потом приходит первая сотка, вторая, третья. Я говорю: «Мам, сотка, сотка, сотка!» У нас в классе был исключительный призер олимпиады по математике. И все надежды строились вокруг него. Но у него не получилось.
О чувстве избранности и жене с красным дипломом
Ощущения избранности совсем не было. Я достаточно стеснительный, да и всем все равно было на эти баллы. Остальные же тоже могли так сдать — просто не хватило внимания, сосредоточенности. Меня окружали очень умные люди в школе. Многие потом поступали по олимпиадам и по знакомству.
В университете тоже были умные. Туда поступили ребята из разных регионов с разными знаниями. У них не было, например, математической базы. А в начале обучения нам давали много информации, которую я уже знал. Для них она была в новинку — что такое производные, интегралы. Поэтому другим было сложнее.
По диплому я «механик, математик, преподаватель». У меня зеленый диплом, у жены — красный, она тоже с мехмата. У нее не было соток по ЕГЭ, но ей нравилось сидеть в университете и зубрить. Вот так перетасовалось все.
Сколько получает человек с 300 баллами
Работаю аналитиком управленческой отчетности в X5 Retail Group. Выявляю проблемные точки в бизнесе. Показатели нужно учиться отслеживать. Я построил отчетность в инструменте, которая позволяет использовать эти показатели — видеть динамику, что будет круто ввести, какие изменения положительно повлияют. Туда могут зайти CEO-директоры и посмотреть, как развивается бизнес.
Аналитик моего уровня может в среднем зарабатывать от 140 до 180 тыс. рублей. И далее с карьерным ростом.
Конечно, в первую очередь работодатели смотрят на опыт работы. Им все равно — МГУ, не МГУ. Есть задачи, и нужно, чтобы человек их решал. Высот можно достичь и без высших баллов по ЕГЭ, и без «высокого» образования, то есть окончив другие вузы.
Светлана Измайлова, поселок Хор в Хабаровском крае
Получила высшие баллы по русскому языку, литературе и обществознанию в 2016 году. Света поступила на филологический факультет МГУ им. Ломоносова, хотя до этого и подумать о нем не могла. Двух баллов до 100 бывшей школьнице не хватило за экзамен по истории — так бы она стала вошла в первую пятерку четырехсотбалльников по всей России. Но девушка и 300 баллам не придала большого значения.
«МГУ вообще не рассматривала»
Больше всего помню день, когда пришел первый результат — по литературе. Потому что я к нему не особо готовилась и не думала, что будет высокий балл. По русскому уже не было таких ярких ощущений.
Я всегда преклонялась перед технарями, потому что получить 100 баллов за обществознание можно и воды налив — имея способность красиво писать. А в физике, математике — только работать.
Сначала хотела поступить хотя бы в Дальневосточный университет во Владивостоке. МГУ вообще не рассматривала и не думала, что уеду куда-то за пределы Дальнего Востока. И когда уже одни сто баллов, другие, то почему бы не попробовать. Родители поддержали.
Я вообще предпочитала не говорить о своих результатах, потому что люди довольно сложно на это реагируют — «вот ботаник». Понимала, что многое сделали удача и понимание того, что ожидали организаторы ЕГЭ.
В итоге я поступила на филфак МГУ. Там было много победителей олимпиад и в целом ребят талантливых и одаренных. Поэтому там я не особо выделялась.
Амбиции — постороннее для меня слово. Их особо никогда не было. В школе я хотела пойти на редактора. И нормально. Думала, в МГУ попадают какие-то сверхлюди. Оказалось, нет.
Как стала учительницей в Обнинске
Я искала работу, связанную с текстами, с русским языком, потому что влюблена во все это. И нашла программу «Учитель для России», которая помогает выпускникам адаптироваться в школьной среде. К тому же они пропагандируют гуманистические ценности.
Программа привлекает учителей и молодых людей, даже не имеющих филологическое образование, в школы с низким рейтингом. Поняла, что их ценности совпадают с моими, и я не только хочу сама себе читать книжки и любить язык. Хочу передать это детям. Вот и пришла в программу. И меня отправили в Обнинск.
В государственных школах не очень большие зарплаты, поэтому программа поддерживает с жильем, оплатой услуг ЖКХ и стипендией. С этим можно хорошо устроиться. Плюс зарплата в самой школе. С учетом стипендии выходит около 65 тыс. рублей. Программа длится два года, у меня идет второй.
Совет нынешним школьникам
Если бы я могла переместиться назад во времени, то выбрала бы истфак. Жалею, что не был таким широким кругозор. Ведь школа — это такой маленький возраст, когда человек не способен выбирать свой дальнейший путь. Потом круг интересов расширяется, и тебе интересно другое, а ты уже учишься на третьем курсе. Не хочется бросать и начинать сначала.
Поэтому если бы я могла дать совет себе-школьнице, я бы рекомендовала смотреть дальше учебников. Изучать просветительские лекции. Искать, что нравится, постоянно сравнивать. Не бояться менять в последний момент.
Нужно больше путешествовать, узнавать новых людей. Даже при подготовке к экзаменам нельзя забывать о том, что существует мир вокруг тебя, и он достоин твоего интереса.
━━━━━
Записала Эльвира Асмакиян