SpaceX/Unsplash
SpaceX/Unsplash

Миллиардеры завоевывают галактику: зачем бизнесу ракеты и что это значит для нас?

Американские предприниматели подстегивают новую космическую гонку и выводят индустрию на принципиально новый уровень

Основатель Amazon Джефф Безос собрался в космос. Он и его брат Марк Безос станут членами экипажа корабля New Shepard, который совершит туристический полет на орбиту 20 июля.

В последние годы американские миллиардеры всерьез взялись за космос: они хвастаются амбициозными проектами, предлагают необычные (иногда безумные) идеи, борются за государственные контракты и кардинально меняют весь космический рынок. Разбираемся, кто соревнуется за космос и как бизнесменам удалось отодвинуть правительство на второй план.

Космос — арена соперничества государств? Уже нет

Принято считать, что освоение космоса — удел государства. Изначально это действительно было так. Для СССР и США космическое пространство было местом, где можно посоревноваться, продемонстрировать друг другу технологический прогресс. Со временем ситуация в США стала смещаться в другую сторону.

К началу 1970-х гг. американское правительство значительно охладело к идее освоения космоса. В 1975 году США свернули космическую программу «Аполлон». Официально — из-за дороговизны и отсутствия научной ценности исследований.

После этого государственное финансирование космических программ уверенно пошло на спад: если на пике космической гонки в середине 1960-х гг. на НАСА тратили более 0,7% ВВП, то к началу 2000-х финансирование опустилось до 0,1% ВВП.

Государственную монополию на космос окончательно похоронила программа по Space Shuttle, стартовавшая в 1981 году. Она привела к неутешительным выводам: государственные разработки оказались слишком дорогими, неэффективными и небезопасными. Последней каплей стала катастрофа челнока «Колумбия» в 2003 году. После этого в Вашингтоне решили приостановить полеты Space Shuttle на два года. В 2011 году программу окончательно завершили.

Космос может приносить прибыль? Теперь да

До поры до времени частные компании были не заинтересованы в освоении космоса: создание ракет требовало гигантских финансовых вложений и много времени, а вот материальная польза от этого была весьма сомнительной. С развитием технологий космос стал более доступным, а главное — выгодным.

Частные космические разработки щедро субсидирует правительство США. В 2005 году НАСА запустило программу Commercial Orbital Transportation Services (COTS) по привлечению частного бизнеса к разработкам космических кораблей на $500 млн. C 2008 года НАСА запустило программу по доставке грузов на МКС Commercial Resupply Services (CRS) — уже на $3,5 млрд. В 2014 году к ним присоединилась программа по развитию частной пилотируемой космонавтики на $6,8 млрд.

Привлечение частных компаний оказалось очень выгодным. Аналитик НАСА Эдгар Запата подсчитал, что доставка грузов на МКС по госпрограмме Space Shuttle стоила $272 тыс. за килограмм. Компании Orbital Science удалось сделать это за $135 тыс., а SpaceX сбила цену до $89 тыс.

Эксперты Morgan Stanley оценивают объемы нынешней космической индустрии в $350 млрд. Уже сейчас большую ее часть составляет коммерческий запуск спутников (для телевидения, мобильной связи, интернета и т.д.). Ее не-спутниковая часть — $85 млрд.

Бизнесмены принесли с собой не только новые технологии, но и новые идеи, которые подстегнули интерес к космосу и сделали это направление перспективным. Аналитики банка UBS предсказывают, что через 20 лет космическая индустрия будет приносить порядка $1 трлн в год. Эксперт инвестиционного банка Merrill Lynch Феликс Трэн считает, что к 2045 году она вырастет до $2,7 трлн.

Космическая гонка миллиардеров: главные лица

Освоение космоса по-прежнему остается чрезвычайно дорогим мероприятием. Поэтому и заниматься им могут только самые-самые богатые.

Илон Маск (SpaceX)

Компанию Илона Маска SpaceX можно по праву считать пионером в коммерческом освоении космоса. В 2012 году она стала первым частным предприятием, отправившим груз на МКС. Через восемь лет SpaceX первой из частников осуществила пилотируемый полет в космос.

Многоразовая ракета Falcon 9 позволила Маску завоевать лидерство на рынке коммерческих пусков. SpaceX также занимается созданием сети спутников Starlink, которые позволят обеспечить интернетом даже самые удаленные регионы планеты.

Впрочем, на этом амбиции Маска не заканчиваются. Бизнесмен очень любит Марс (иногда даже флиртует с ним в Twitter). Он намерен отправить на красную планету тысячу кораблей Starship, создать там целый город с населением в миллион человек и «умереть» на Марсе.

Джефф Безос (Blue Origin)

В спину Илону Маску дышит самый богатый человек на планете Джефф Безос. Космическая компания миллиардера Blue Origin была основана на два года раньше SpaceX (в 2000 году), но еще не достигла ее высот. Несмотря на это, у нее есть все шансы занять собственную нишу в космосе.

Blue Origin может похвастаться несколькими перспективными проектами, среди которых многоразовые ракеты New Glenn и New Shepard. Первая должна доставлять грузы на низкую орбиту, вторая обещает проложить дорогу космическому туризму. Безос собирается лететь в космос именно на New Shepard.

Если Маск грезит о марсианских городах, то Безос нацелен на освоение Луны. Сейчас Blue Origin и SpaceX отчаянно борются за контракт на новую лунную экспедицию. В 2019 году Blue Origin представила проект посадочного лунного модуля Blue Moon, который должен помочь установить «постоянное присутствие человека» на спутнике Земли.

Ричард Брэнсон (Virgin Galactic)

В отличие от Маска и Безоса, британский бизнесмен Ричард Брэнсон не строит далеко идущих планов по колонизации других планет. Его компания Virgin Galactic сосредоточилась на орбитальном туризме.

Способ доставки желающих на орбиту тоже выбран нетривиальный. Вместо традиционных ракет Virgin Galactic изобрела специальный двухфюзеляжный самолет, который будет доставлять космический корабль на высоту 50 тыс. футов (15,4 км). Когда аппарат отсоединится, включатся ракетные двигатели, которые вынесут его вверх еще на 300 тыс. футов (91,4 км). После он вернется на Землю и приземлится на специальную площадку.

Стоимость билета на такой полет варьируется в районе $200-250 тыс. Первых туристов могут отправить на орбиту уже в следующем году.

Что это значит для нас?

Гонка миллиардеров привела к настоящему буму в развитии космических технологий. Многоразовые ракеты значительно снизили цену на доставку грузов и экипажей, частные компании активно подключаются к проектам по освоению других планет и добыче полезных ископаемых в космосе.

В таких условиях российской космической индустрии, которая остается преимущественно государственной, становится все труднее тягаться с зарубежными конкурентами. Одна только SpaceX уже лишила Россию монополии на доставку космонавтов к МКС и обогнала «Роскосмос» по годовому числу запусков.

Следует признать, что развитие космических технологий исключительно усилиями государства идет очень медленно и остается весьма дорогостоящим и неэффективным. Пока что Россию трудно назвать аутсайдером в новой космической гонке, но извлекать уроки из сложившейся ситуации уже пора.

━━━━━

Виталий Рюмшин