Уже в 16 месяцев дети знают, кто поступает честно, а кто — нет
Вкусным надо угощать, игрушками — делиться, а тем, кому нужна помощь — помогать
Удивительно, но серия исследований показала, что уже начиная с года дети ожидают, что во время игры или угощения игрушки или что-то вкусное поделят между всеми поровну, а если кому-то что-то нужно, окружающие ему помогут.
В два они уже сами умеют делиться с кем-то честно — все поровну, и будут играть скорее с тем взрослым, кто делится честно, чем с тем, кто забирает себе больше или отдает кому-то одному больше, чем остальным.
Но тех, кто делится нечестно, дети не считают нужным наказывать.
Детям предложили рассудить поведение взрослых
Команда ученых под руководством Тейли Зив (Talee Ziv) из Университета Вашингтона научили детей возрастом 16 месяцев нажимать кнопки на экране, чтобы включать аудио-клипы. Одна сторона экрана отвечала за негативный фидбэк — «Она поступила плохо», а другая за позитивный — «Она поступила хорошо».
Детям показали четыре видео. В каждом из них женщина делила печенье или кубики Лего между двумя людьми.
В двух роликах женщина поделила угощение или игрушки поровну, а в других двух одному участнику она отдала больше, чем другому.
В каждом ролике участвовали разные женщины.
После просмотра роликов детям показали фотографии этих женщин на экране, и у детей было 60 секунд, чтоб нажать на нужную сторону.
Когда дети видели, что печенье или Лего поделили честно — они чаще нажимали «позитивную» сторону, чем «негативную».
Когда нечестно — нажимали обе стороны одинаково.
Ученые предположили, что дети «награждали» тех, кто распределил честно, но не поняли того, что нажатие на «позитивную» сторону экрана будет наградой для распределяющего.
Поэтому, чтобы точно убедиться, ученые научили детей, что «позитивная» сторона экрана включает видео, где актрисе дают печенье, а «негативная», где это печенье забирают.
Результаты были те же самые.
Получается, маленькие дети знают, что «хорошо», а что «плохо», но не считают нужным наказывать «плохое» поведение.
Дальше ученые хотят понять, почему дети не стали наказывать «плохое» поведение. Может быть, по их мнению, забрать печенье или не поделиться игрушкой — не такой плохой поступок, который заслуживает наказания, а может, они считают, что наказывать может только человек с авторитетом — как у детей родители или воспитатели. А возможно, концепт наказания просто появляется позже, чем концепт вознаграждения.
Это нам только предстоит узнать.