новости
законы

Автоэксперты считают, что повышение штрафов не улучшит ситуацию на дорогах

Так, по их мнению, количество неплательщиков только увеличится, а насущные проблемы не исчезнут

Значительное повышение штрафов за нарушение ПДД, которое, по данным СМИ, входит в планы российских властей, не поможет улучшить ситуацию на дорогах страны, считают автоэксперты. Как, в частности, заявил «Постньюс» руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, решение об уменьшении скидки за своевременное погашение штрафа с 50 до 25% значительно увеличит количество неплательщиков.

«Дело в том, что скидка 50% действительно мотивировала большинство людей платить вовремя и вообще следить за штрафами, а 25% будет не так ощутима. Количество неплательщиков возрастет, возрастет и нагрузка на судебных приставов. Поэтому надежда на депутатов, которые, надеюсь, отвоюют скидку обратно. Это был пример хорошей практики, которая приводила к выигрышу всех», — объяснил свою позицию Шкуматов.

Вместе с тем, как считает автоэксперт Григорий Шухман, повышение самих штрафов на 50 и даже 100% может серьезно ударить по благосостоянию малообеспеченных слоев населения. По его словам, зачастую нарушения происходят случайно и не несут серьезной опасности, однако более высокое взыскание может стоить водителю половины его месячного оклада, что только увеличит количество неплательщиков.

«В некоторых странах штрафы привязываются к доходам нарушителя. Но, опять же, мы сталкиваемся с тем, что у нас нарушители могут быть формально безработными и пользоваться машиной, принадлежащей другому лицу. На первом месте должна быть неотвратимость наказания, и эта неотвратимость должна быть персонализирована — то есть отвечать должен не собственник ТС, который вполне может не иметь прав и не управлять ТС, а тот, кто нарушил», — считает Шухман. Он также отметил, что если в общем потоке едут несколько десятков оштрафованных, но пробок из-за нарушений движения или ДТП нет, то, очевидно, проблема не в участниках дорожного движения, а в его организации.

Похожего мнения придерживается и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, увеличивать штрафы за превышение скорости и нарушение разметки можно только после глобального аудита дорог в России, поскольку скоростной режим на трассах чересчур медленный, а камеры стоят намеренно в самых сложных для водителей местах. «Разметка в той же Москве часто нарисована просто как ловушка, невозможно проехать, не нарушив ПДД. И камеры, конечно, сразу висят. Все это не про безопасность, конечно, а про деньги, и такой подход отбивает доверие водителей», — заявил он.

Шапарин также отметил, что своими планами правительство отказывается от стратегии заморозки КоАП, которой придерживалось ранее. «Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних — штраф 100-500 руб. Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения — штраф 500-1 тыс. руб. Занятие проституцией — штраф 1,5-2 тыс. руб. <...> Неужели нарушение правил разметки — от 750 до 7,5 тыс. руб. — опаснее для общества, чем вышеупомянутые составы из КоАП? Судя по штрафам, да», — подытожил Шапарин.

ВК49865