законы

Горячева: запрет оправдания домашнего насилия выведет это явление из нормы

Цель соответствующего законопроекта — изменить общественное восприятие домашнего насилия, объяснила парламентарий

Законопроект о запрете пропаганды и публичного оправдания домашнего насилия в первую очередь нацелен на то, чтобы вывести это явления из нормы и задать новое общественное отношение, не позволяющее оправдывать жестокость среди близких. Об этом рассказала «Постньюс» автор инициативы, депутат Госдумы от фракции «Новые люди» Ксения Горячева.

Цель законопроекта — изменить общественное восприятие домашнего насилия, и речь тут идет не только о праве, но и культуре, отметила парламентарий. Она подчеркнула, что заявления вроде «бьет — значит, любит» формируют в общественном сознании ложную норму, особенно среди детей и подростков, когда насилие в головах людей воспринимается не как преступление, а как что-то допустимое.

«Мы хотим пресечь такие подходы. Наш законопроект показывает, что насилие над близкими — это не “особенность менталитета” и не “воспитательная мера”, а неприемлемое поведение. Он задает новую норму: оправдывать домашнее насилие нельзя. Так, шаг за шагом, меняется общественное отношение», — рассказала Горячева.

Она уточнила, что под пропагандой домашнего насилия стоит понимать «публичное распространение информации, которая формирует представление о допустимости или оправданности домашнего насилия». И распространяться это может в любом формате — в тексте, видео, публичных речах. То есть речь об информации, направленной на массовую аудиторию, подчеркнула депутат.

При этом речи о табуировании темы нет — наказывать предлагается за продвижение и обоснование насилия. А для книг, фильмов, театральных постановок и научных исследований предусмотрены исключения, дабы сохранять свободу творчества, анализировать и переосмыслять этот социальный феномен.

«Постньюс» также поинтересовался у Горячевой, как быть с представителями духовенства и муфтиями, позиция которых порой может быть весьма деспотична в этом вопросе. В ответ депутат подчеркнула, что «здесь не может быть двойных стандартов». «Ни одно священное писание — ни Библия, ни Коран, ни Тора — не содержит руководств по применению насилия к близким», — подчеркнула собеседница редакции и добавила, что те публичные заявления с оправданием домашнего насилия, которые время от времени всплывают в информационном пространстве — лишь вольные трактовки отдельных религиозных деятелей, которые искаженно преподносят религиозные принципы.

«Наш законопроект направлен в том числе и на это. Он ставит границу: если кто-то ссылается на религиозные тексты и при этом публично оправдывает насилие, это становится нарушением закона. От религиозных лидеров всегда ожидается слово о любви и заботе, но уж точно не о насилии. Поэтому любые “рекомендации” применять силу в семье будут считаться оправданием домашнего насилия», — заявила парламентарий.