Максим Стулов/«Ведомости»/ТАСС
Максим Стулов/«Ведомости»/ТАСС

«Считаем публикацию своей ошибкой». Как «ВкусВилл» ополчил против себя всех

История про толерантность, признание, успех, слабость, разочарование и бойкот

30 июня в рамках проекта «Рецепты семейного счастья» «ВкусВилл» выпустил рекламу с участием лесбийской пары. После волны гомофобных комментариев и угроз в адрес женщин ритейлер удалил статью и принес извинения. Однако такая реакция огорчила многих пользователей соцсетей, которые призвали бойкотировать «ВкусВилл». Объясняем, как компания настроила против себя и консерваторов, и либералов, а инициатива оказалась вдвойне наказуемой.

Что случилось?

В последний день «Месяца гордости» (Pride Month) «ВкусВилл» опубликовал фотографии нескольких семей, которые пользуются продукцией сети. В их числе была ЛГБТ-семья, поэтому текст пришлось маркировать отметкой 18+ (по ст. 6.21 КоАП РФ).

На снимках была изображена семья из четырех женщин — Ксюша и Алина, которые в скором времени собираются пожениться, сестра Алины, а также их мама Юма, занимающаяся психологией и ЛГБТ-активизмом.

Под постом с рекламой было сказано: «Семья — не столько родство по крови или штамп в паспорте. Семья — это любящие нас люди. Те, кто всегда могут поддержать и прикрыть».

Почему «ВкусВилл удалил пост?

2 июля управляющий фабрикой контента сети «ВкусВилл» Роман Поляков заявил о поступающих угрозах в адрес сотрудников компании и девушек, которых назвали «фем собаками» и другими оскорбительными словами. Комментаторы обвиняли ритейлера в пропаганде ЛГБТ и распространении глобалистской повестки, после чего обещали устроить бойкот.

Несмотря на немалую долю тех, кто благодарил «ВкусВилл» за смелость и борьбу против гомофобии, 4 июля, в воскресенье, ритейлер извинился за публикацию рекламы с участием лесбийской пары. Пост удалили из Instagram, а статья на сайте больше недоступна — вместо нее там теперь текст с извинениями:

«На этом месте была статья, которая больно задела чувства большого числа наших покупателей, сотрудников, партнеров и поставщиков. Мы сожалеем, что так получилось, и считаем эту публикацию своей ошибкой, ставшей проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников.

Цель нашей компании — дать возможность нашим покупателям ежедневно получать свежие и вкусные продукты, а не публиковать статьи, которые являются отражением каких-либо политических или социальных взглядов. Никоим образом мы не хотели стать источником раздора и ненависти».

В конце текста свои подписи оставили основатель торговой сети Андрей Кривенко и другие 11 топ-менеджеров компании.

Что теперь говорят в социальных сетях?

Под постом с извинениями «ВкусВилла» уже почти 34 тыс. комментариев, авторы которых в большинстве разочарованы решением сети. Одни из самых залайканных комментариев — «Вы серьезно?», «Сплошное разочарование» или «Этот пост ранит не меньшее количество людей. Только заденет он адекватных, понимающих и умеющих любить».

Пользователи Twitter также подхватили волну возмущения: по их словам, руководство «ВкусВилла» фактически извинилось за существование ЛГБТ и сдалось под давлением гомофобной аудитории.

Среди тех, кто осудил поступок ритейлера, немало инфлюенсеров — Ксения Собчак, Карен Шаинян, Катя Варнава, комики Александр Долгополов, Данила Поперечный и Серега («Внутри Лапенко»).

Оскорбиться на картинку с лесбиянками? Вы сумасшедшие что ли? Страна, которая 20 лет назад начинала фанатеть от «Тату», люди, которые РОСЛИ под Шуру и пели «Голубую луну» на новогодних огоньках и нормально к этому относились, сейчас настолько перепрошиты телеком, пропагандой и транслируемыми сверху скрепами, что реально воспринимают существование ЛГБТ-семей как угрозу своему… чему? Существованию? Безопасности?

Ксения Собчак, Журналист, телеведущая

Попробовали заигрывать прогрессивно, вышел геморрой, окей, откатываем к консерватизму, пусть хавают. Последнее, чем теперь пахнет от «ВкусВилла» – это свежие продукты. И комментарии показывают, что этого им не простят не только квиры, но все уважающие себя люди. Спасибо, «ВкусВилл», за это прекрасное знание, идите к черту.

Карен Шаинян, Журналист

Крайности — это не мое. Но заходить к вам больше не хочется. Вы, к сожалению, повели себя глупо, как несчастные люди. Удалили бы лучше свои предрассудки. Дамы с той фотографии, вы прекрасны!

Катя Варнава, Актриса

Однако ополчились и те, чьим интересам «ВкусВилл» отдал итоговое предпочтение.

Но покупать во «ВкусВилле» больше не буду. Потому что хорошо помню, как это начиналось на Западе. «Такие пары тоже есть», «это наши ценности», «мы за разнообразие»… А закончилось родителем номер один и родителем номер два, человеческим молоком, гражданскими казнями смеющих шепотом возразить и шизофренией новой этики.

Маргарита Симоньян, Журналист и медиаменеджер

Так что, справедливо возмущаясь неуместной рекламой, помните о том, что проблема давно уже из локальной перешла в масштабную. Просто замечаем мы это только тогда, когда обнаглевшее гей-лобби буквально тыкает нас носом в свою повесточку, требуя от нас ее безропотного принятия и объявляя быдлом, ретроградом и гомофобом всех, кто отказывается ее принять.

Юлия Витязева, Журналист и публицист